Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 189

Важная особенность рынка новшеств состоит в том, что по отношению к нему возможны «субъектное» программирование, точная адресация новшества и применение современных маркетинговых методов управления созданием и реализацией новшеств. Сегодня действия создателей новшеств и тех, кто их практически использует, освобождаются от государственной опеки, что открывает путь к свободному функционированию в инновационной сфере товарно-денежных отношений.

Конъюнктура рынка новшеств определяется соотношением спроса и предложения, платежеспособными возможностями покупателей (инвесторов), эффективностью инновационных коммуникаций. Спрос — это платежеспособная потребность, которая зависит от наличия инвестиций в нововведения в каждый конкретный момент времени. Параллельно объективно существует экономическая потребность, необеспеченная платежеспособными ресурсами и представляющая собой отложенный спрос на новшества. Кроме того, всегда есть такие потребности, которые нельзя превратить в рыночный спрос. Это блага и услуги коллективного пользования, называемые общественными товарами. Развитие этих благ и услуг также базируется на инновациях, и определенная часть новшеств используется в производстве общественных товаров.

Сама природа рынка новшеств, где интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается в том, что производитель выходит на рынок не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя.

Рынок новшеств развивается как рынок заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между продавцами и покупателями, превращая ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора). Так как в инновационных процессах участвуют многие хозяйствующие субъекты, то инновационные коммуникации представляют собой разветвленную систему отношений, в которой задействованы крупные и мелкие предприниматели на основе общего интереса в прибыли от нововведения.

Особенности организации инноваций

Управление инновациями в отечественном производстве имеет длительный период — от изобретателей-одиночек до организации процессов обновления целых отраслей народного хозяйства под руководством государства. Концепция управления проектами стала современной основой методов управления инвестициями, в результате которых происходит переход производственной системы из одного состояния в другое, более конкурентоспособное.

Как  формацелевогоуправленияинновационный


ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



проект - это система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств.

Как инновационныйпроцессинновационный проект ~ это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению. Одновременно инновационный проект формализуется в виде технической, планово-экономической и договорной документации.

К основным элементам инновационного проекта относятся следующие:

•  инновационные цели, задачи развития производ ства (целевые экономические установки) и показатели эффективности проекта;

•  перечень мероприятий и содержания работ по осуществлению проекта, увязанных по ресурсам, сро кам и исполнителям;

•  правовые и экономические условия взаимодейст вия участников проекта, основные обязательства, раз деление рисков и результатов инновации;

•  перечень мероприятий по социальному и терри ториальному согласованию инновации и ее поддержке государственными органами;

•  система менеджмента по проекту.