С. Ю. Глазьев выделяет пять технологических укладов, каждый из которых имеет свои основные факторы, влияющие на создание новой технологии и организации производства новой продукции,
|
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
появление новых источников сырья, рынков сбыта. При этом под технологическим укладом принято понимать единый технологический уровень производств, которые связаны между собой вертикальными и горизонтальными потоками однородных ресурсов и которые базируются на общем научно-техническом потенциале и общих ресурсах рабочей силы.
Когда существующие технологии становятся неэффективными, возникает потребность в новой организации производства, базирующейся на идеях технологического прорыва, что достигается за счет НТП. Мировое развитие связано с широким внедрением новшества в области технологий производства. Движущей силой в этом выступает инновационный характер капитала.
Понятия «инновация» и «инновационный процесс» хотя и близки, но не однозначны. Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, а также в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация выступает результатом творческого процесса по созданию или внедрению новых производственных стоимостей и возникает в ходе использования научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, социальных, экономических и правовых отношений в различных сферах общественной деятельности. Основные свойства инноваций — научно-техническая новизна, производственная применяемость, коммерческая реализуемость. Период времени между возникновением новшества и воплощением его в инновацию (нововведение) называется инновационнымлагом.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением нововведений, выведением новшеств на рынок, то есть с процессом коммерциализации.
Таким образом, инновационная деятельность — этодеятельность, направленнаянаиспользованиеи коммерциализациюнаучныхисследованийи разработокдляобновленияирасширения номенклатурывыпускаемойпродукции, работиуслуг, повышенияихкачества, совершенствование технологииспоследующимвнедрениемиреализацией навнутреннемивнешнемрынках.
Именно это определение мы и будем использовать в качестве основного в рамках данного курса.
Выделяют три формы инновационного процесса: простойвнутриорганизационный(натуральный), простоймежорганизационный(товарный) и расширенный.
Простой внутриорганизационный инновационный процесс имеет место, когда новшество создается и используется внутри одной организации и не принимает непосредственно товарную форму.
Простой межорганизационный инновационный процесс возникает тогда, когда новшество выступает предметом купли-продажи и предполагает отделение его создания и изготовления от его потребления.
Расширенный инновационный процесс предполагает нарушение технологии производителя-пионера и создание новых производителей нововведений, что в условиях конкуренции
способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции.
Переход простого инновационного процесса в товарный осуществляется в две фазы:
1) создание и распространение новшества;
2) диффузия нововведения.
Первая фаза включает в себя научные исследования, опытно-конструкторские работы, организацию опытного и коммерческого производства. В период второй фазы общественно-полезный эффект перераспределяется как между производителями нововведений, так и между производителями и потребителями. Таким образом, на первой фазе создаются предпосылки для реализации полезного эффекта нововведения, а на второй фазе он реализуется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.