Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 198

Новшества не являются биржевым товаром, поэтому на них трудно установить цену методом аналога. Вместе с тем рекомендуется изучить информацию о конкурентных новшествах, их владельцах и возможных сделках по новшествам, а в отдельных случаях - инициировать переговоры по поводу купли-продажи с целью


получить цену предложения.

Рассмотренные выше позиции отражают исходное состояние хозяйствующего субъекта инновации. Показатели инновационного проекта характеризуют будущее состояние предприятия. В инновационный период при реализации инвестиций в действующее производство, равно как и при строительстве нового производства, предстоит контролировать инновационные события и результаты.

Отдельно следует рассмотреть возможность использования новшества в инновации в совместной деятельности по отношению к объекту нововведения. Такая совместная инновационная деятельность осуществляется путем создания хозяйственных объединений на базе договоров о кооперации или консорциуме.

Кооперирующиеся стороны берут на себя обязанности путем инновационной кооперации (научно-технической, производственной и сбытовой реализовать конкретный проект развития производства или создания объекта нововведения. Так как в этом случае для реализации проекта не создается юридическое лицо, договор инновационной кооперации определяет организационную структуру управления инновационным проектом.

Инновационный консорциум как объединение двух или нескольких юридических лиц (партнеров) с целью осуществления инновационного проекта по заказу инвестора (заказчика) выступает разновидностью кооперации с обязательным участием заказчика. Сам инновационный консорциум не является юридическим лицом, но объединяет партнеров по инновационному проекту (договору) на основе чисто обязательственных отношений между ними и каждого из них с заказчиком (простой инновационный консорциум с разделенными рисками) или на основе совместного несения рисков и разделения прибыли пропорционально вкладу в инновацию (простое инновационное товарищество).

Между консорциумом и заказчиком инновационного проекта заключается генеральное соглашение, а между партнерами - инновационный консорциальный договор, определяющий способы и порядок совместных действий по реализации инновационного генерального соглашения.

Как видно из вариантности построения отношений между собственником новшества и его покупателем (заказчиком, инвестором), уже на начальном этапе подготовки к инновации возникает важная проблема определения характера участия различных юридических лиц в инновации.

Субъектами инновации выступают предприятия — субъекты нововведений (заказчики), инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов, и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные). В зависимости от масштабов инновации и сложности проекта в его реализации могут принимать участие от десятка до нескольких сотен организаций и предприятий, имеющих конкретные функции, несущих риски и надежды на присвоение соответствующей части результатов (прибыли) или просто вступающих в рыночные отношения по поводу обеспечения инновации товарами (услугами).

Заказчик инновации - будущий владелец и пользователь результатов нововведения — в основном сам является субъектом, где реализуется новшество, то есть организационной структурой, находящейся в центре



ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



инновационного процесса. Во многих случаях заказчиком может выступать инвестор инновации.

Необходимо отличать инновационное предприятие от субъекта инновации. Основной конечный продукт инновационного предприятия - новшества. Такие предприятия выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих условиях потенциальным потребителям, участникам рынка новшеств.

Управление указанной деятельностью выступает частью инновационного менеджмента и имеет свои особенности: