• номенклатура выпускаемой продукции;
• сложность и уровень унификации продукции;
• уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
• степень развития инфраструктуры региона;
• международная интегрированносгь предприятия (фирмы, организации) и др.
Структура инновационной организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо
проблемно-целевой.
Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса.
К факторам дальнейшего развития структуры предприятия относят следующие:
• развитие специализации и кооперирования производства;
• автоматизацию управления;
• применение к проектированию структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов;
• соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);
• перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру.
Основные принципы формирования проблемно-целевой структуры предприятия:
1) целевой подход, т.е. формирование структуры на основе дерева целей предприятия;
2) комплексность в определении количества заместителей руководителя предприятия (1-й уровень дерева целей);
3) ориентация на проблемы, т.е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);
4) ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей);
5) отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации выполнения дерева целей предприятия;
6) обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;
7) обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров (по горизонтали) маркетологами по конкретным товарам.
Таким образом, структура определяется количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию; структурой дерева целей; содержанием положений об отделах и должностных инструкций. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации Современное предприятие как целостный организм инновационной организации это:
• организационно-правовая структура;
• имущественный комплекс;
• производственный комплекс;
• структурированный финансовый объект;
• социально-организационный комплекс.
В условиях переходной экономики неэффективность функционирования организаций порождается неотработанностью механизма государственного регулирования и низким уровнем менеджмента организации.
Понятие «реструктуризация» как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования организации в соответствии с
|
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
внешними условиями рынка и стратегией ее развития вошло в деловой обиход относительно недавно. Однако и в эпоху административно-плановой экономики процессы реформирования, реорганизации, изменения методов функционирования как отдельных организаций, так и целых отраслей народного хозяйства постоянно использовались.
В специальной литературе нет единого толкования данных терминов, но процессы изменений в организациях в порядке их усложнения рассматриваются в следующем порядке: реорганизация М реформирование д реструктуризация.
В узком смысле под реорганизацией понимается преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.