3. С методической точки зрения неправомерно определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямопропорционально зависит от конкурентоспособности товаров организации (при условии добросовестной ее оценки). Возникает вопрос, почему в переводной учебной и научной литературе описывается такой подход? Видимо, западным фирмам выгодно скрывать от конкурентов свои ноу-хау в области экономики и менеджмента.
По методике оценки конкурентоспособности организации предложения отечественных специалистов заключаются в следующем:
• уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
• отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;
• отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
• прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.
Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
(1-1)
где О]— удельный вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы \ - 1,2, ..., п);
Ь, — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1, для остальных стран - 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;
К][ — конкурентоспособность 1-го товара на |-м рынке.
Удельный вес 1-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:
агУ/У, (1.2)
где V; - объем продаж 1-го товара за анализируемый период, млн. ден. ед.;
V - общий объем продаж организации за тот же период, млн. ден. ед.
Рассмотрим пример оценки конкурентоспособности организации по исходным данным, приведенным в таблице 1.
ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Таблица/
Исходные данные для оценки конкурентоспособностиорганизации-производителя
Показатели |
Товары организации |
|||
А |
Б |
В |
Г |
|
1. Рынок, на котором представлен товар |
Развитые страны |
Остальные страны |
Внутренний рынок |
Внутренний рынок |
2. Показатель значимости |
1,0 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
3. Уровень конкурентоспособно сти товара на данном рынке |
0,95 |
1,05 |
1,10 |
0,97 |
4. Объем продаж товара на данном рынке, млн. ден. ед. |
60 |
210 |
730 |
80 |
5. Удельный вес товара в объеме продаж (расчет по формуле 1.2) |
0,056 |
0,194 |
0,676 |
0,074 |
Для упрощения представим, что каждый товар представлен только на одном рынке. На практике такая ситуация встречается редко, особенно с товаром А: такие товары обычно присутствуют на разных рынках.
По формуле (1.1) сделаем расчет конкурентоспособности организации:
Корг= 0,056 х 1,0 х 0,95 + 0,194 х 0,7 х 1,05 +
+ 0,676 х 0,5 х 1,10 + 0,074 х 0,5 х 0,97 = 0,603.
Анализ структуры товарной массы и конкурентоспособности организации позволяет сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность организации низкая, примерно на 40% ниже мирового уровня. Конкурировать на внешнем рынке организации с такими товарами невозможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.