Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 111

3. С методической точки зрения неправомерно определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямопропорционально зависит от конкурентоспособности товаров организации (при условии добросовестной ее оценки). Возникает вопрос, почему в переводной учебной и научной литературе описывается такой подход? Видимо, западным фирмам выгодно скрывать от конкурентов свои ноу-хау в области экономики и менеджмента.

По методике оценки конкурентоспособности организации предложения отечественных специалистов заключаются в следующем:

•  уровень   конкурентоспособности    считать    как средневзвешенную      величину      по      показателям конкурентоспособности     конкретных     товаров     на конкретных рынках;

•  отдельно    проводить    анализ    эффективности деятельности          организации           исходя           из конкурентоспособности    и    эффективности    каждого товара на каждом рынке;

•  отдельно    считать    показатель    устойчивости функционирования организации;

•  прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

(1-1)

где О]— удельный вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы \ - 1,2, ..., п);

Ь, — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1, для остальных стран - 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;

К][ — конкурентоспособность 1-го товара на |-м рынке.

Удельный вес 1-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

агУ/У,                                          (1.2)

где V; - объем продаж 1-го товара за анализируемый период, млн. ден. ед.;

V - общий объем продаж организации за тот же период, млн. ден. ед.

Рассмотрим пример оценки конкурентоспособности организации по исходным данным, приведенным в таблице 1.



ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Таблица/

Исходные данные для оценки конкурентоспособностиорганизации-производителя

Показатели

Товары организации

А

Б

В

Г

1. Рынок, на котором представлен товар

Развитые страны

Остальные страны

Внутренний рынок

Внутренний рынок

2. Показатель значимости

1,0

0,7

0,5

0,5

3. Уровень конкурентоспособно сти товара на данном рынке

0,95

1,05

1,10

0,97

4. Объем продаж товара на данном рынке, млн. ден. ед.

60

210

730

80

5. Удельный вес товара в объеме продаж (расчет по формуле 1.2)

0,056

0,194

0,676

0,074

Для упрощения представим, что каждый товар представлен только на одном рынке. На практике такая ситуация встречается редко, особенно с товаром А: такие товары обычно присутствуют на разных рынках.

По формуле (1.1) сделаем расчет конкурентоспособности организации:

Корг= 0,056 х 1,0 х 0,95 + 0,194 х 0,7 х 1,05 +

+ 0,676 х 0,5 х 1,10 + 0,074 х 0,5 х 0,97 = 0,603.

Анализ структуры товарной массы и конкурентоспособности организации позволяет сделать следующие выводы:

1.  Конкурентоспособность   организации   низкая, примерно     на     40%    ниже    мирового     уровня. Конкурировать   на   внешнем   рынке   организации   с такими товарами невозможно.