3. С методической точки зрения неправомерно определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямопропорционально зависит от конкурентоспособности товаров организации (при условии добросовестной ее оценки). Возникает вопрос, почему в переводной учебной и научной литературе описывается такой подход? Видимо, западным фирмам выгодно скрывать от конкурентов свои ноу-хау в области экономики и менеджмента.
По методике оценки конкурентоспособности организации предложения отечественных специалистов заключаются в следующем:
• уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
• отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;
• отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
• прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.
Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
(1-1)
где О]— удельный вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы \ - 1,2, ..., п);
Ь, — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1, для остальных стран - 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;
К][ — конкурентоспособность 1-го товара на |-м рынке.
Удельный вес 1-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:
агУ/У, (1.2)
где V; - объем продаж 1-го товара за анализируемый период, млн. ден. ед.;
V - общий объем продаж организации за тот же период, млн. ден. ед.
Рассмотрим пример оценки конкурентоспособности организации по исходным данным, приведенным в таблице 1.
![]()
ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Таблица/
Исходные данные для оценки конкурентоспособностиорганизации-производителя
| 
   Показатели  | 
  
   Товары организации  | 
 |||
| 
   А  | 
  
   Б  | 
  
   В  | 
  
   Г  | 
 |
| 
   1. Рынок, на котором представлен товар  | 
  
   Развитые страны  | 
  
   Остальные страны  | 
  
   Внутренний рынок  | 
  
   Внутренний рынок  | 
 
| 
   2. Показатель значимости  | 
  
   1,0  | 
  
   0,7  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
 
| 
   3. Уровень конкурентоспособно сти товара на данном рынке  | 
  
   0,95  | 
  
   1,05  | 
  
   1,10  | 
  
   0,97  | 
 
| 
   4. Объем продаж товара на данном рынке, млн. ден. ед.  | 
  
   60  | 
  
   210  | 
  
   730  | 
  
   80  | 
 
| 
   5. Удельный вес товара в объеме продаж (расчет по формуле 1.2)  | 
  
   0,056  | 
  
   0,194  | 
  
   0,676  | 
  
   0,074  | 
 
Для упрощения представим, что каждый товар представлен только на одном рынке. На практике такая ситуация встречается редко, особенно с товаром А: такие товары обычно присутствуют на разных рынках.
По формуле (1.1) сделаем расчет конкурентоспособности организации:
Корг= 0,056 х 1,0 х 0,95 + 0,194 х 0,7 х 1,05 +
+ 0,676 х 0,5 х 1,10 + 0,074 х 0,5 х 0,97 = 0,603.
Анализ структуры товарной массы и конкурентоспособности организации позволяет сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность организации низкая, примерно на 40% ниже мирового уровня. Конкурировать на внешнем рынке организации с такими товарами невозможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.