Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 6

Третьяпозиция. Она представляется многочисленными промежуточными вариантами, в которых возможны как позитивные, так и негативные проявления любого волнового уклада. Эта позиция наиболее характерна практически для любой страны мирового сообщества, и в этом варианте особенно важен высокопрофессиональный инновационный менеджмент конкретного предприятия, который даже при неблагоприятном проявлении технологического и экономического укладов страны и отрасли позволяет успешно развиваться конкретному предприятию. Так, Новолипецкий металлургический комбинат в отличие от многих предприятий Липецкой области и, прежде всего, такого крупного предприятия, как Липецкий тракторный завод, сумел сохранить в 1990-2000 гг. устойчивое финансово-экономическое состояние, несмотря на экономический кризис промышленного производства в России в целом и отдельных предприятий металлургического комплекса.


Таким образом, анализ вышеприведенных объективных и субъективных позиций в формировании уровня экономического потенциала предприятия позволяет сделать основной вывод: темпы и уровень развития каждого отдельного предприятия определяются как общими закономерностями технологического и экономического развития сферы материального производства в целом, так и специфическими, зачастую субъективными факторами, характерными для экономики этого самого низкого уровня хозяйствующего звена.

Основные определения и классификация инноваций

Одними из наиболее значимых характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях являются ее высокая подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно - их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

Как результат инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность - мощнейшим конкурентным преимуществом.

Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, как правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи:

•  увеличение рыночной доли;

•  выход на новые целевые рынки;

•  создание имиджа гибкой инновативной компании;

•  продление или, наоборот, сокращение жизненно го цикла товаров (ЖЦТ) основного ассортимента;

•  диверсификация деятельности.

Современная инновационная деятельность компаний выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако все чаще компании в процессе конкурентных действий используют целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и области управления. Внедрение новых маркетинговых мер и подходов, реструктуризация компаний, переход к новым типам и методам управления корпоративными ресурсами также становятся стратегическими целями компании, причем наиболее эффективная инновационная политика строится на одновременном параллельном внедрении различных типов нововведений.

На основе комплексного подхода к инновационному процессу можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эф-



ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ