Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 227

Сервисные союзы представляют собой группу организаций (часто одной отрасли), имеющих общие потребности и создающих новую, контролируемую ими организацию (консорциум), призванную удовлетворить эти потребности (например, в НИОКР) с помощью частичного объединения ресурсов. Услуги, обеспечиваемые с помощью союза, как правило, слишком сложны или дороги для каждого отдельного участника и не могут быть приобретены индивидуально каждым из членов союза на свободном рынке. Создание консорциума требует минимальных организационных изменений внутри каждой организации-участника, поскольку степень их взаимозависимости минимальна. В то же время здесь особенно сложны проблемы управления, нередко происходит потеря интереса к совместной деятельности. Ограниченные задачи консорциума делают возможным участие в нем потенциальных конкурентов, поскольку результаты его деятельности в равной мере доступны всем участникам, которые остаются в то же время абсолютно независимыми.


Организация консорциумов наиболее привлекательна в тех случаях, когда создание новой технологии или продукции является особенно важной и дорогостоящей задачей. Консорциумы являются более «тесными» объединениями, чем простые (отраслевые) ассоциации, но предполагают менее развитые связи и кооперацию между участниками по сравнению с другими типами союзов. Закон о кооперации в исследованиях США (1984 г.) снял антитрестовские ограничения на совместные НИОКР. К середине 1990-х гг. в США действовало более 80 исследовательских консорциумов различных форм и направлений (например, «Зептсопа'ис^ог КезеагсЬ», «Ве11 Согрогатюп», «М|Сгое1ес1гоп1с5&Сотр111ег Согрогатюп»).

Совместные предприятия представляют собой второй тип кооперационных союзов. Их отличает стремление воспользоваться преимуществами партнера для достижения собственных целей. Эти преимущества состоят либо в обладании каким-либо ресурсом или технологией, либо в доступе на новый рынок. Такие преимущества носят, как правило, временный характер, поэтому, воспользовавшись ими, партнеры нередко теряют интерес к дальнейшему сотрудничеству. Именно этот тип составляет большинство из общего числа распадающихся союзов. В то же время международные совместные предприятия, нацеленные на НИОКР и инновационную деятельность, были наиболее быстрорастущей формой кооперационных связей в 1980-е и 1990-е гг., оттеснив создание дочерних предприятий и филиалов. Совместные предприятия иногда вырастают из предшествующих связей между партнерами и призваны решить проблемы, возникающие в их деловых взаимоотношениях.

Союзы заинтересованных групп возникают на почве предшествующих взаимосвязей между участниками хозяйственной деятельности, от которых в решающей степени зависят ее результаты (группами поставщиков, потребителей или занятых), и представляют собой «взаимодополняющие коалиции». Такие союзы обладают наибольшим «потенциалом выгодности» для своих участников, компании, устанавливая тесные долгосрочные отношения со своими поставщиками, рассматривают их в качестве «партнеров». В основе этой политики лежат задачи снижения затрат и улучшения качества продукции, необходимые как главный рычаг повышения конкурентоспособности. Такие связи могут выражаться в:

•  обмене специалистами;

•  создании общих компьютерных сетей;

•  учете общих интересов при размещении про изводства;

•  совместной разработке технологии и совмес тимых систем;

•  помощи поставщикам в управлении производ ством;

•  участии поставщиков в конструировании ко нечной продукции.

Отношения с потребителями всегда служили основой коммерческого успеха и являлись важным аспектом стратегии компаний. Потребители — это



ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



важнейший источник инновационных идей. Фирмы высокой технологии, ориентированные на нововведения, идут значительно дальше организации послепродажного обслуживания и создают новые организационные формы отношений:

•  советы потребителей,

•  консультирование    потребителями    проектов НИОКР,

•  совместное продвижение продукции,

•    совместные программы разработки продукции. Имеет место и практика «взаимодополняющих»

партнерских отношений между профсоюзными организациями и менеджментом, которая состоит в участии в выработке политики или в управлении отдельными сторонами деятельности компании (примеры - проект «Сатурн» фирмы «Оепега! Мотоге» совместно с профсоюзом работников автомобильной промышленности, авиатранспортные компании и др.). Организационные формы такого сотрудничества: