Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 102

1)    формирование    конкурентных    преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности;

2)  типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов;

3)  анализ действия закона конкуренции;

4)  анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов;

5)  содержание портфелей новшеств и инноваций.

Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса по существу, приведем основные термины и понятия из области управления конкурентоспособностью.

Конкурентнаяборьбаспособы поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации своих конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособностьспособность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом - нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы,            проектноконсгрукторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом.

Конкуренцияпроцесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Конкурентноепреимуществосистемыкакая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.

Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил.

Конъюнктурарынка - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.

С учетом достижений теории и практики управления конкурентоспособностью, разработанных научных подходов и принципов, теорию конкурентного преимущества специалисты предлагают формировать на основе понятия «ценность».

Ценностьэто нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант,


профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т.п.

Ценность предлагается классифицировать по следующим признакам:

1)   система,    которой    присуща    ценность    для реализации      конкурентного      преимущества,       — биологическая,       социальная,       производственная, техническая;

2) вид ценностей — материальные, нематериальные, денежные,      социальные,      культурные,     духовные, природно-климатические, политические и др.;

3)     содержание     ценностей    —    качественные, стоимостные, поведенческие, синергические;

4)  источник или основа происхождения ценностей — объективные и субъективные;

5)  способ существования ценностей — реальные и виртуальные;

6)  сущность ценностей — базисные (радикальные новшества, высокая квалификация персонала, высокая организованность   системы   управления    и   т.п.)    и второстепенные   (ординарные   новшества,   дешевые трудовые        ресурсы,        освоенная        рыночная инфраструктура, активы и т. п.);

7)     динамичность     проявления     ценностей     — стратегические и тактические;

8)  форма   проявления   ценностей   —  достоинства индивидуума,     позитивные     взгляды     на     явления, оригинальная миссия системы, новшества и т.д.;

9)  место проявления ценностей — вне системы и внутри системы;

10) уровень стабильности проявления ценностей — устойчивые       (природно-климатические       факторы, положительная конкурентная среда, высокая культура и т.п.) и неустойчивые (новшества, имидж, ресурсы и т.п.);

11)    масштаб    распространения    ценностей    — глобальные, локальные, индивидуальные.