1) формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности;
2) типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов;
3) анализ действия закона конкуренции;
4) анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов;
5) содержание портфелей новшеств и инноваций.
Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса по существу, приведем основные термины и понятия из области управления конкурентоспособностью.
Конкурентнаяборьба—способы поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации своих конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность—способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом - нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектноконсгрукторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом.
Конкуренция—процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Конкурентноепреимуществосистемы—какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил.
Конъюнктурарынка - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.
С учетом достижений теории и практики управления конкурентоспособностью, разработанных научных подходов и принципов, теорию конкурентного преимущества специалисты предлагают формировать на основе понятия «ценность».
Ценность—это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант,
профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т.п.
Ценность предлагается классифицировать по следующим признакам:
1) система, которой присуща ценность для реализации конкурентного преимущества, — биологическая, социальная, производственная, техническая;
2) вид ценностей — материальные, нематериальные, денежные, социальные, культурные, духовные, природно-климатические, политические и др.;
3) содержание ценностей — качественные, стоимостные, поведенческие, синергические;
4) источник или основа происхождения ценностей — объективные и субъективные;
5) способ существования ценностей — реальные и виртуальные;
6) сущность ценностей — базисные (радикальные новшества, высокая квалификация персонала, высокая организованность системы управления и т.п.) и второстепенные (ординарные новшества, дешевые трудовые ресурсы, освоенная рыночная инфраструктура, активы и т. п.);
7) динамичность проявления ценностей — стратегические и тактические;
8) форма проявления ценностей — достоинства индивидуума, позитивные взгляды на явления, оригинальная миссия системы, новшества и т.д.;
9) место проявления ценностей — вне системы и внутри системы;
10) уровень стабильности проявления ценностей — устойчивые (природно-климатические факторы, положительная конкурентная среда, высокая культура и т.п.) и неустойчивые (новшества, имидж, ресурсы и т.п.);
11) масштаб распространения ценностей — глобальные, локальные, индивидуальные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.