Кооперация в области инновационной деятельности имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет быстро получать доступ к комплексу фундаментальных и прикладных научно-технических знаний, необходимых для производства новых товаров, вместо того чтобы постепенно накапливать необходимые знания. Во-вторых, эта кооперация означает и объединение финансовых усилий для эффективной реализации инноваций. В-третьих, совместное осуществление инновационных проектов является формой ограничения конкуренции, что приводит к максимизации прибылей на стадии коммерциализации проектов.
Научно-техническая кооперация может осуществляться на основе:
• взаимного лицензирования;
• обмена технологиями;
• соглашения о партнерстве.
Соглашения о партнерстве получили распространение относительно недавно. Их целью является непосредственная совместная исследовательская и производственная деятельность нескольких промышленных компаний.
Соглашения о партнерстве оказывают воздействие на организацию функционирование и структуру отраслей промышленности. В новых условиях, характеризующихся растущим взаимопроникновением и взаимозависимостью национальных экономик, фирмы создают глобальные системы разработки концепции производства и сбыта продукции. Такие стратегические альянсы между двумя фирмами порождают специфические выгоды, которые в области НИОКР связаны с устранением расходов на соперничество, а также с расширением доступа к промежуточным результатам НИОКР. Благодаря стратегическим альянсам фирма может:
• получить большую экономию на масштабах;
• избежать дублирования расходов на НИОКР;
• получить доступ к новым знаниям;
• повысить эффективность научноисследовательской деятельности;
• снизить риски, изменить условия конкуренции в отрасли, использовать знания партнеров.
Соглашения о кооперации позволяют
ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
преодолевать барьеры на выход на новые рынки и разделять сферы деятельности на этих рынках. Помимо формирования сетей фирм вокруг крупных компаний - технологических лидеров, в последнее время создаются системы связей между крупными компаниями, стремящимися сформировать «стабильное пространство» в условиях постоянно изменяющейся предпринимательской среды, быстрых технологических изменений, появления новых товаров и производителей. Не ограничиваясь адаптацией к меняющимся условиям, крупные фирмы стремятся контролировать и ориентировать развитие этих условий. Доказательством является инновационная политика телекоммуникационных компаний, результатом которой стал очередной виток научно-технического прогресса.
В ряде отраслей в 1990-е гг. ежегодно возникало больше совместных предприятий, чем за все предыдущие 15-20 лет. Таких примеров множество, однако, часто эти связи являются неустойчивыми. До 70% совместных предприятий и стратегических союзов либо распадаются, либо не дают ожидаемых результатов, а те, кто продолжает функционировать, сталкиваются со значительными сложностями в управлении.
Кооперационные, партнерские связи дают возможность избежать риска и крупных затрат, сохраняют формальную независимость участников, обеспечивают их заинтересованность за счет сохранения «собственности» на свою долю участия (это особенно существенно для малых предпринимательских компаний), динамизм, гибкость и доступ к новым ресурсам и мощностям, привлекают своим предпринимательским характером, дают возможность мелким фирмам конкурировать с крупными. Можно выделить три типа новых партнерских связей:
• сервисные союзы (консорциумы);
• союзы, создаваемые с целью доступа к ресур сам или преимуществам партнера и выражающиеся в создании совместных предприятий;
• союзы заинтересованных групп (поставщики, потребители).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.