Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 152

Выше мы рассмотрели различные факторы внешней среды, которые выступают в качестве объективных предпосылок для проведения тех или иных инноваций. Однако наиболее актуальным является вопрос о том, как фирма может повлиять на внешнее окружение с целью оптимизации инновационной деятельности. Опираясь на изучение опыта функционирования многих международных компаний, можно утверждать, что профессиональное стратегическое планирование инноваций позволяет не только воздействовать на окружающую среду, но и в некотором роде управлять ею в интересах фирмы.

Любая фирма, будучи субъектом рыночных отношений, взаимодействует с другими субъектами микросреды:               поставщиками,                посредниками, конкурентами, потребителями, организациями.

Поставщики, обеспечивая производителя сырьем, материалами, трудовыми ресурсами, одновременно являются и источником инновационных идей и ставят инновационные возможности производителя в зависимость от своей инновативности. Университеты, научные лаборатории и другие научные организации являются источником научно-технических знаний и инкубатором ценных специалистов как для самих фирм-производителей, так и для остальных рыночных субъектов. Потребители, будучи конечными пользователями продукта, одновременно представляют ценный источник инновационных идей для производителя. И, наконец, конкуренты также заинтересованы в эффективности инновационной деятельности и, соответственно, претендуют на те же источники инновативности.

Рассмотрим подробнее, какие стратегические шаги по планированию взаимоотношений с каждым из вышеназванных субъектов микросреды может предпринять компания для повышения уровня своей инновативности.

Поставщикиматериаловиоборудования

При выработке стратегии взаимоотношений с поставщиками фирма-производитель обычно преследует следующие цели:

•  снижение степени зависимости от поставщика;

•  обеспечение быстрого своевременного доступа к продуктовым инновациям поставщика;

•  получение      гарантии      высокого      качества поставляемого сырья и оборудования.

Зависимость от единственного поставщика узкоспециализированного оборудования или компонентов обычно ставит производителя в экономически невыгодное положение, когда поставщик имеет возможность диктовать свои условия. В подобной


ситуации, например, оказались производители персональных компьютеров, поставщиком микропроцессоров для которых была компания «1пте1». Чтобы избежать этой проблемы, производитель может предпринять следующие меры. Во-первых, производителю следует изначально избрать стратегию, обеспечивающую связи с несколькими поставщиками необходимых компонентов. Такая стратегия автоматически обеспечивает более интенсивный поток инновационных идей и ставит поставщиков в зависимость от фирмы-производителя, генерируя тем самым конкуренцию среди них. Данной стратегии придерживалась компания «1ВМ» до 1990-х гг. (до периода собственной диверсификации). Во-вторых, производитель может использовать в производстве единые с конкурентами стандарты компонентов и оборудования, что превращает поставщиков в механизм «трансфера новых технологий» от одного производителя к другому. Реализовать данные стратегии позволяет построение вертикальной интеграции, в которой контроль осуществляет фирма-производитель. По данному принципу действуют многие производители телекоммуникационного оборудования, автомобилей, продуктов питания и другие фирмы, производство которых построено на использовании большого числа различных материалов и компонентов.

Таким образом, взаимодействие фирмы-производителя с поставщиками должно осуществляться на основе следующих стратегических задач:

•  создание сети поставщиков;

•  переход на отраслевые стандарты компонентов и оборудования;

•  максимальное   использование   компетенции   по ставщиков в инновационной области;

•  построение вертикальных систем интеграции с по ставщиками.

Потребители