Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 108

5)  уровнем    международной     интеграции     и кооперирования региона.

На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья сторона) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций в отрасли региона.


Конкурентными преимуществами страны могут быть:

1)  значительные расходы из госбюджета на НИОКР (например, в США на 2000 г. - 3,5% ВВП);

2)  значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);

3)  стабильность политической и правовой системы страны;

4)  доля ВВП на душу населения;

5)  высокая продолжительность жизни;

6)  высокая эффективность использования ресурсов;

7)  оптимальный экспорт;

8)  низкая инфляция;

9)  наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

10) значительная доля конкурентоспособных фирм;

11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;

12) гибкость финансовой системы;

13) динамичность внутреннего рынка;

14)   отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;

15) высокая образованность населения страны;

16)      сильная    конкуренция    во    всех    сферах деятельности на основе знаний;

17)       открытость     страны,     высокий     уровень международной интеграции и кооперирования;

18)   высокое  качество  инфраструктуры   рынков  и регионов (субъектов Федерации);

19)  низкие налоговые и таможенные ставки;

20)  высокая культура бизнеса в стране;

21)  высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

Анализ действия закона конкуренции

Закон конкуренции - закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции. Предлагается следующий механизм действия закона конкуренции.

Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирм можно по показателю удельной цены как отношение цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции в конкретных условиях.

В первое время самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма принимает стратегию перехода на вторую модель продукции, с лучшим показателем удельной цены. Аналогично поступили 2, 3 и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась. Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию. Таким образом, постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех



ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов (например, в США- в 1890 г.).

В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм. Допустим, по данному виду продукции законодательство ограничивает действия шести предприятий: для одного изготовителя — не более 35% общего объема внутреннего рынка по данной продукции, для двух изготовителей - в сумме 45%, трех - 55% и т.д. Больше можно выпускать, но тогда прибыль от программы свыше этого норматива (допустим, свыше 35%) идет в бюджет. В некоторых странах вводится и второй норматив, допустим, первый - 35%, второй -40%. Тогда прибыль от реализации продукции объемом до 35% от объема рынка идет изготовителю, от 35 до 40% - в бюджет, а свыше 40% - в бюджет идет не только прибыль, но и часть себестоимости продукции. Таков механизм ограничения внутренней монополии.