Открываемые возможности лавинного создания новшеств в новом столетии неизбежно приводят к необходимости согласования инноваций с безопасным развитием цивилизации, освобождением человека от власти техники и негативных последствий ее использования. Постепенно осуществляется переход от традиционного создания новшеств к социальному проектированию нововведений, когда в основу развития закладываются блоки социального управления, а новшества представляют общественный интерес только в силу используемых инструментов для достижения социальных целей.
В современных условиях новации неизбежно влекут за собой экономические и одновременно социальные последствия, позитивный характер которых усиливает их влияние на уровень жизни.
Таким образом, возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, предлагаемые к реализации и представляющие для производства большую ценность, чем простая сумма ценностей отдельных решений. Новшества, вошедшие в эти комплексы, образуют «архитектуру» инновационных процессов.
Усиление рыночных начал в регулировании отношений, связанных с творческой деятельностью, выражает тенденцию перевода продуктов этой деятельности в сферу экономики, сферу предпринимательских отношений.
Предпринимательство как деятельность, связанная с вложением средств в целях получения прибыли на
основе сочетания личной выгоды с общественной пользой, всегда тесно связано с нововведениями. Самостоятельность в решениях, экономический интерес и высокий коммерческий риск, присущие предпринимательской деятельности, определяют характер вхождения результатов науки в коммерческий оборот. По мнению президента французской компании 1КЕ5О1 Жана-Франсуа Фельдмана, во всем мире коммерциализуется приблизительно 3-5% научных продуктов, и Россия тут не исключение.
В международной практике используется термин «нематериальные нефинансовые средства», под которым понимается совокупнаяоценкадолгосрочных вложенийвприобретениеправнаимущество, не имеющеематериально-вещественнойформы, но приносящеепредприятиюдоход.
Основные трудности начинаются тогда, когда встает вопрос о правах на интеллектуальную собственность, — это серьезный барьер для продвижения научного продукта на рынок. Научная продукция впервые была директивно признана товаром еще в 1980-е гг. при переводе промышленных научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
В отечественной практике с этого времени товарно-денежная форма продуктов интеллектуальной деятельности, к сожалению, не получила полного признания — не столько из-за сложности ее коммерческой оценки, сколько из-за неопределенности правового режима новшеств в действующем законодательстве. И только в последние годы законодатели определили правовые основы включения «человеческого» капитала в хозяйственный оборот. В то же время значительная часть отношений в области научной деятельности коммерциализуется и, как следствие, возникают новые коммуникационные связи, в центре которых образуется специфический рынок, где реализуются спрос и предложение на продукты интеллектуальной деятельности — крупные изобретения, технические решения, технологические секреты.
Основными направлениями коммерциализации интеллектуальной продукции (новшеств), источниками поступления объектов промышленной собственности в хозяйственный оборот выступают:
1) приобретение или создание актива (собственные долгосрочные инвестиции хозяйствующего субъекта);
2) вклад в уставный капитал хозяйствующего субъекта;
3) передача безвозмездно от третьих лиц;
4) передача для осуществления совместной деятельности.
По первому направлению — процесс возникновения исключительных прав на результаты собственной или договорной научной деятельности тесно связан с инновационной стратегией хозяйствующего субъекта. Приобретение предприятием прав на использование активов, владельцами которых выступают другие юридические и физические лица, осуществляется на основании договоров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.