Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 178

•  выбор   метода   прогнозирования   и   периода времени прогноза;

•  разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии      с      результатом      маркетинговых исследований;

•  выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на  потребность  в тех или  иных  видах полезного эффекта;

•  выбор показателей, оказывающих существенное влияние      на      величину      полезного      эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;

•  прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

•  обоснование экономической целесообразности разработки    новой    или    повышения    качества    и эффективности   выпускаемой   продукции   исходя   из наличных ресурсов и приоритетов.

Основными источниками исходной информации для прогнозирования служат:

•     статистическая,     финансово-бухгалтерская     и оперативная отчетность предприятий и организаций;


•     научно-техническая         документация                   по результатам   выполнения   НИОКР,   включая   обзоры, проспекты,   каталоги   и   другую   информацию   по развитию науки и техники в стране и за рубежом;

•     патентно-лицензионная документация. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.

План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления.

2. Планирование ~ это стадия процесса управления, на которой определяются цели и задачи деятельности, разрабатываются необходимые для этого методы и средства их решения, наиболее эффективные в конкретных условиях.

В отличие от прогноза, план содержит однозначно определенные сроки и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.

В новых условиях хозяйствования план служит основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии, анализировать                результаты             инновационной деятельности.

Особенности планирования инновационной деятельности составляют:

•  большая неопределенность плановых ситуаций в связи    с    новизной    инноваций,    долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы   планирования   по   количеству   участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам;

•  значительный риск вложения инвестиций;

•  неподготовленность   персонала,    компонентов системы        инновационного        менеджмента        и инфраструктуры к инновационной деятельности;

•  постоянная     смена    объекта     и     предмета исследований;

•  низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;

•  перспектива         получения                  конкурентных преимуществ      при      положительном      результате инновационной деятельности.

К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся:

1)    выбор   перспективной   стратегии   фирмы   на основе     прогнозов     альтернативных     вариантов стратегического маркетинга;

2)  обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

3)  формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;

4)    формирование  организационно-технических   и социально-экономических                                 мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

Необходимо осуществлять ранжирование объектов планирования по их важности для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если



ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ