Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 26

Любая маркетинговая деятельность фирмы начинается с исследований рынка и анализа собственных возможностей. Принципиально важным вопросом осуществления инноваций является определение необходимости и эффективности их проведения. Зачем компании из года в год затрачивают огромные финансовые и людские ресурсы для разработки инновационных проектов, которые порой себя не оправдывают? Еще раз подчеркнем, что по статистике 40% новинок среди товаров широкого потребления терпят неудачу, 20% новых товаров промышленного назначения и 18% услуг тоже не достигают второй стадии ЖЦТ. Убытки компаний, связанные с провалом новой продукции, часто достигают огромных масштабов. Например,


потери компании «Рога1» при попытке запуска модели «Эдсел» составили около 300 млн. долларов. Инновация компании «Хегох» по выходу на рынок компьютеров закончилась убытками в 200 млн. долларов. Провал крупного проекта «1па!['ит» корпорации «Мо1ого1а» оценивается в 2 млрд. долл. Таких примеров достаточно много. Тем не менее, фирмы продолжают вкладывать значительные средства в НИОКР и вывод на рынок новых товаров и услуг. В 2000 г. общие затраты на исследования и разработки составили у «ВгШзЬ Те1есот» 345 млн. фунтов стерлингов, у «1ВМ» — 4,575 млрд. долларов, у «МюгозоЙ» - 3,8 млрд. долларов, у «1исеп1 ТесЬпо1од!е5» - 4,496 млрд. долларов. Компанией «Маппезтапп» зарегистрировано 763 изобретения и 157 товарных марок. У фирмы «Мокю» имеется 52 научных центра, в сфере исследований и разработок занято 17 тыс. человек, а ежегодные расходы на НИОКР составляют 10% от общих продаж.

Объяснить такие затраты можно уникальным конкурентным преимуществом, которое получают компании в результате успеха инноваций, - это преимущество новизны. Практически каждый второй рекламируемый товар на рынке позиционируется как новый. Почему это выгодно производителям и привлекательно для потребителя?

Во-первых, при выходе на рынок с новой или усовершенствованной продукцией компания получает временный статус монополиста, что позволяет ей аккумулировать сверхприбыль и диктовать свои условия. Вовремя заполненное рыночное окно становится нишей, где спрос и предложение полностью сбалансированы, а у потребителя формируется приверженность к новой марке. Грамотная маркетинговая политика и защищенное «ноу-хау» обеспечивают долгосрочную прибыльность нововведения.

Во-вторых,                успешное               осуществление инновационных проектов придает компании имидж гибкой и инновативной, что является важной составляющей конкурентоспособности современных фирм. Таким образом, новая продукция стимулирует спрос на продукцию фирмы в целом, часто продлевая ЖЦ товаров на стадии зрелости или даже спада.

Чтобы понять,                 почему продукция, позиционированная как новая и не являющаяся первичной уникальной инновацией, позволяет получать значительные прибыли, обратимся к выделению типовых групп потребителей по их восприятию новых товаров и услуг.

В маркетинге выделяют пять таких групп:

•  новаторы,

•  лидеры,

•  активное большинство,

•  скептики

поведенческие     особенности

•   консерваторы. Охарактеризуем каждой группы.


ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Новаторылюди, позиционирующие себя в обществе как прогрессивные, склонные к риску и инновациям. Как потребители они стараются окружать себя вещами, подчеркивающими заявленный статус, при этом наличие функциональной необходимости в товаре часто от сутствует. При появлении новой продукции, имеющей хорошую маркетинговую поддержку (активно рекламируемую              и              целенаправленно позиционированную как новинка), новаторы, как правило, приобретают ее в первые несколько недель с момента выхода на рынок.

Необходимо заметить, что такое покупательское поведение более характерно при приобретении товаров и услуг широкого потребления ~ товаров повседневного спроса и предварительного выбора.

По характеру потребления новаторы обычно находятся на третьем и четвертом уровнях пирамиды А. Маслоу.