Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 188

Важность оценки ожидаемых результатов вытекает также из требования эффективности инвестиций в нововведение, а их долгосрочность заставляет комплексно подходить к использованию различных аналитических приемов и моделей, обосновывающих выбор новшества для инновационного бизнеса.

В число традиционно используемых подходов, способствующих определению коммерческой ценности нововведения для конкретного бизнеса предпринимателя, входит модель жизненного цикла продукта.

Теоретически нововведения могут быть проведены на




4


ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



любой стадии жизненного цикла продукции, но оценки будущих результатов будут существенно расходиться. На этапы развития и роста приходится наибольший объем инвестиций. Возможность расширения и поддержания конкурентного преимущества наиболее привлекательна для инвестора в силу быстрой окупаемости вложений. Дальнейшее неизбежное усиление конкуренции приводит к замедлению роста продаж и достижению квазиравновесного состояния, приводящего, в свою очередь, к спаду. Предпринимателю при выборе направлений инвестирования приходится оценивать потребность в капвложениях на каждом этапе жизненного цикла продукта (товара) и одновременно вести расчеты ожидаемых результатов продаж. Практически речь идет о финансово-инвестиционном анализе виртуальной модели жизненного цикла товара.

Долгосрочная                             конкурентоспособность производственного бизнеса требует опережающих инвестиций на каждом этапе жизненного цикла продукта. Инвестиции в нововведения каждый раз должны обеспечивать прирост экономических результатов (ПЭР), с тем, чтобы максимально продлить стадию роста и не допустить его замедления. Эффективность нововведения, обеспечивающего продление этой стадии, как правило, максимальная, что, в свою очередь, повышает цену инновационного предложения. В основе такого нововведения лежат новшества, обеспечивающие дифференциацию продукта и (или) снижение издержек производства и реализации. Если потенциал новшеств достаточно высок, то его использование позволяет извлечь выгоды и после снижения объема продаж, обеспечивая для предпринимателя приемлемую норму прибыли (НП) в определенный период.

Пока не существует четких представлений о целесообразности инвестиций в нововведения на стадии «насыщения», где долгосрочные вложения удерживают объем продаж. По теории жизненного цикла продукта и теории конкуренции спад и последующий уход с рынка неизбежен. Вместе с тем существует возможность извлечь определенные доходы на стадии «насыщения» не за счет новых инвестиций, а за счет более полного использования потенциала новшества, реализованного ранее. Поэтому оценка инновационного предложения должна учитывать его практическую ценность на всех этапах жизненного цикла продукта инновации.

Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыли, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала. Эффект от нововведения проявляется также в социальной сфере, где за счет повышения доходов более полно удовлетворяются общественные потребности и улучшаются качество и безопасность жизни. Стремление к экономическому развитию всегда наталкивается на необходимость решения главной инновационной задачи: сведение на практике инвестиционного спроса с конкурентными новшествами таким образом, чтобы в итоге получить положительный результат с минимальными рисками.

Основной способ эффективного сведения спроса и предложения в этой области заключается в построении специальных товарных отношений между субъектами инноваций, а также механизмов трансферта новшеств в производство.


Рынок новшеств определяется как система экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, формированием инвестиционного спроса и предложения.