Как уже отмечалось, современное управление инновацией потребует от инновационного менеджера владения технологиями перевода организаций (оргсис-тем) из исходного состояния в желаемое. Это означает, что задача для него заключается не только в выявлении, оценке, классификации и решении проблем, но и в определении основных направлений развития объекта инновации.
Последовательность управленческих действий состоит в оргдиагностике, выработке решений и реализации процесса. Диагностика требует сбора информации, ознакомления с позициями специалистов и экспертов по основным проблемам развития бизнеса и, наконец, выделения из массы проблем корневой проблемы развития производства, которая вызывает ряд других, производных проблем. Отсюда - важноеправило инновационногоменеджмента—приобретаемоеновшестводолжноопределятьрешениеэтойкорневой проблемыразвитиябизнеса.
Следует отметить, что мнение специалистов деист-
|
ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
вующего предприятия и экспертов по выделению корневой проблемы, как правило, различно. В результате образуется определенный круг проблем, признаваемых первичными, что требует дополнительно анализа теперь уже позиций «оценщиков», разрешения позиционного конфликта. Для этого существует несколько методов выработки решений. Один из них - практическая деловая игра, в ходе которой на основе ряда специальных процедур строится концепция развития бизнеса и его организации. Эффективность достигается при участии всех «оценщиков» в демонстрации и осознании позиций и мотивов друг друга по выделению корневой проблемы развития бизнеса и получении приемами игротехники общего мнения по ранжированию проблем.
Инновационный менеджер использует методы социальной технологии самостоятельно или привлекает специалистов в этой области.
После уточнения позиции в отношении корневой проблемы развития бизнеса и по результатам анализа предложений на отечественном рынке новшеств перед инновационным менеджером могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием необходимых новшеств, то есть патентов, ноу-хау, оборудования, по своим технико-экономическим параметрам соответствующих целевой экономической установке на развитие бизнеса. В этом случае рассматриваются предложения и экономические условия зарубежного рынка. Практически этим исчерпывается проблема с предложением новшеств и возникает вопрос оценки предложения. Оценка новшества выступает результатом компромисса между продавцом (собственником новшества) и покупателем этого актива, в частности, инновационным менеджером. Как уже отмечалось, новшества или их связанные группы квалифицируются как нематериальные активы или интеллектуальный капитал, который и инвестируется в производство в целях его развития. Экономическая оценка этого актива, так же как и других инвестиционных активов, связана с тем результатом, который он вызывает при использовании в производстве. При инновациях нет необходимости оценивать совокупные нематериальные активы действующего субъекта реального сектора (гуд-вилл), так как нововведение связано с целевым использованием новшеств по рыночной цене (цене приобретения).
Однако инновационная репутация собственника новшества (право на объекты промышленной собственности) имеет определенное значение для инновационного менеджера, так как характеризует степень рисков, связанных с покупкой интеллектуального продукта. Речь идет о гуд-вилл субъектов, являющихся носителями этих прав, выступающих с предложениями на рынке новшеств. Такие правила при оценке новшеств достаточно универсальны независимо от юридического оформления покупки новшества: патентной лицензии; лицензии на ноу-хау; договора-подряда на создание новшества, содержащего обязательства по передаче прав на результат заказчику; договора на передачу научно-технической и (или) проектно-сметной документации, содержащей изобретения и ноу-хау.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.