По второму направлению коммерциализации -вложение нематериальных активов в уставный капитал на основании учредительного договора связано с их оценкой по согласованной (договорной) между учредителями стоимости. Наконец, безвозмездная передача от третьих лиц и передача объекта промышленной собственности в совместную деятельность требует оценки рыночной стоимости
|
ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
интеллектуальной собственности.
В контексте организации инновационной деятельности при рассмотрении товарной стороны этого процесса выделяют следующие виды инновационного товара (следует отличать «инновационный товар» — продукт интеллектуальной деятельности от «инновативного товара» ~ продукта производственной деятельности):
1) единичное новшество;
2) группа новшеств;
3) новшество-объект (предприятие);
4) программное новшество.
Единичноеновшество: товар составляет основу рынка интеллектуальной продукции и живет своей собственной жизнью, подвергаясь моральному старению.
Группановшествпредставляет собой «флуктуации» взаимосвязанных новшеств, отражающих новую потребительскую ценность. Распространение на рынке таких групп новшеств отражает определенные тенденции в области научно-технических знаний и новые потребности производства.
Развитие предложения этого товара идет по двум направлениям:
1) неудержимое появление новых материалов и, как следствие, их модификаций;
2) объединение обеспечивающих новшеств вокруг базового новшества, что объективно происходит в тех случаях, когда речь идет о новых технологиях.
На базе новых технологий и оборудования складывается новый вид инновационного товара ~ новшество-объект. В составе инновационного предложения покупателю предлагается весь комплекс технологической и проектной документации для сооружения нового предприятия.
Наконец, в последние годы появился спрос на инновационный товар, имеющий программный характер. В первую очередь это касается потребностей производства в кризисной ситуации. Исходя из целей производства инновационный программный товар включает в себя всю разновидность новшеств, их групп, вплоть до специфических объектов промышленной собственности — управленческих, коммерческих и финансовых ноу-хау.
В современной инноватике используют понятие «жизненный цикл», означающее стадийность процесса, единство его начала и конца.
Необходимо различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям. Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: фундаментальные и прикладные исследования, создание опытных мощностей, изготовление и испытание установочной партии (серии) продукции на рынке, устаревание новшества.
Применительно к нововведению понятие «жизненный цикл» означает возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование у владельца новшества); освоение в производстве (тиражирование на других объектах); рутинизация (стабильное, без изменений, использование).
Если сопоставить оба жизненных цикла, можно увидеть различия по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, когда новшество еще не устарело. К тому же новшество может быть не востребовано длительное время и устареть, так и не
включившись в нововведения. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, но важно выделить указанную разницу: один цикл связан с созданием новшества и предложением на рынке новшеств, другой - с формированием инвестиционного спроса и применением новшества в производстве.
Оба этих жизненных цикла объединяют общим понятием «инновационный процесс» - процесс преобразования знания в нововведение (инновацию). Несмотря на различные типологии нововведений (по типу новшеств, инновационному потенциалу, особенностям практического использования), они не охватывают всего разнообразия интеллектуальных продуктов, используемых в практике, а из-за неопределенности экономического содержания их сложно использовать при решении задачи коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.