Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 135

4.  На     стадии     прогнозирования     инноваций необходим учет экологических и социальных факторов. Игнорирование этих факторов может резко снизить эффективность инноваций.

5.  Малый     бизнес     весьма     эффективен     з инновационной деятельности, так как малые размеры производства,  гибкость технологических процессов  и высокая квалификация работников позволяют быстро внедрять инновации в производство.

КОНЕЦ СЕМНАДЦАТОЙ ЛЕКЦИИ




8


СЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


З

дравствуйте! Тема «Инновационный менеджмент и стратегическое управление» является одной из центральных  тем,   рассматриваемых   в   рамках данного   курса.   Отчасти   поэтому   она   довольно объемна, что обусловило изучение данной темы на протяжении двух лекций - этой и следующей.

В рамках названой темы мы рассмотрим такие вопросы, как научно-техническая политика государства и ее связь со стратегией развития экономики, необходимость и условия стратегического управления, стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента, классификация инновационных стратегий, стратегическое планирование инноваций и диверсификация, планирование инноваций и взаимодействие с внешней средой, а также бизнес-планирование инновационных проектов.

Научно-техническая политика государства и ее связь со стратегией развития экономики

Основным условием эффективного социально-экономического развития страны в XXI в. становится продуманная инновационная политика как на уровне государства, так и на уровне субъектов хозяйствования. Необходимость ее формирования, прежде всего на среднесрочную и длительную перспективу, осознана в Российской Федерации, и в этом направлении осуществляются конкретные шаги.

В принятом в 1996 г. Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» (с дополнениями 2000 и 2001 гг.) государственная научно-техническая политика трактуется как «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники». Законом признается, что одной из основных целей государственной научно-технической политики выступает увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в материальном производстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции.

Достижение поставленной цели требует повышения внимания государства к нуждам науки. Общеизвестно, что по доле затрат на исследования и разработки в ВВП Российская Федерация занимает одно из последних мест среди экономически развитых стран мира.

Затраты на НИОКР в процентах к ВВП составляют: в США - 2,55%, Германии - 2,26%, Японии - 2,78%, Франции — 2,05%, Италии — 1,13%, Великобритании — 2,05%.

В России доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП в 2001 г., например, составила 1,16%.

Из общего числа мировых научных кадров около 10% работает в нашей стране.

Удельный   вес   предприятий,   разрабатывавших   и


внедрявших новые либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, в промышленности составляет 9,2%. Это значительно ниже, чем в Португалии (26%) и Греции (29%), отличающихся              минимальными             показателями инновационной активности среди стран Европейского союза. Разрыв же по указанному показателю с лидирующими государствами, такими, как Нидерланды (62%), Австрия (67%), Германия (69%), Дания (71%) и Ирландия (74%), достигает 10-12 раз.