Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 219

реализации, федеральные законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др. В этих документах к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены следующие:

•  биотехнологии на основе биоинженерии;

•  атомная и космическая техника;

•  электронно-ионно-плазменные технологии;

•  сверхтвердые        материалы,        мембраны, катализаторы и др.

Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.

К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности и др.

Все перечисленные условия способствуют созданию благоприятного инновационного климата, обеспечению приоритета инновационной деятельности.

Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:

•  особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;

•  высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;

•  потребность в дополнительных активах;

•     экологический и социальный аспект. Характернаучно-техническихзнаний. Результаты научных исследований и разработок в момент их коммерциализации становятся достоянием общества, что осложняет максимизацию прибыли фирмы-новатора. Предположим, что компания желает приобрести новую идею. Стоимость идеи может быть определена только тогда, когда покупатель с ней ознакомится. Однако по разным причинам он может отказаться от ее приобретения, при этом он уже обладает знаниями для воплощения данной идеи в жизнь. Подобные ситуации могут негативно сказаться на стремлении фирм-продавцов инновационных идей к их генерированию и продаже. Кроме того, трансфер научно-технических


ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



(инновационных) знаний происходит без смены собственника в отличие от продажи товаров и услуг. Если одна компания продает другой определенное ноу-хау, то первая остается при этом собственником идеи, а вторая тоже им становится. Таким образом, знания циркулируют между фирмами длительное время, и их ценность не снижается. Данный фактор также может снизить активность генераторов идей.

И, наконец, первичная коммерциализация новой идеи приводит к ее копированию конкурентами, что снижает возможность получения сверхприбылей для фирмы-новатора. Чем более сложным и комплексным является ноу-хау, тем продолжительнее период монополии на него.

Для решения вышеизложенных проблем необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. В качестве основных инструментов здесь используется установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм.

Неопределенностьириск.

Нестабильность изменений, происходящих во внешней среде компании, часто приводит к сложности в оценке потенциала инновационных проектов, прогнозировании будущих прибылей и рыночных преимуществ. Высокая степень неопределенности оказывает влияние как на желание компаний инвестировать в исследования, так и на последующую их коммерциализацию. Например, известно, что исследовательские работы над Интернетом начались еще в 1960-х гг., а бум его использования пришелся только на 1990-е гг.