Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 134

Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте

В отличие от России в ведущих промышленных странах малый бизнес пользуется максимальной поддержкой государственных и региональных структур. В сфере инновационной деятельности малый бизнес весьма эффективен, так как сравнительно небольшие размеры производства, гибкость технологических процессов, высокая квалификация работников позволяют быстрее, чем на крупных и средних предприятиях, организовать выпуск новой продукции. По мнению зарубежных экспертов, наиболее эффективны сточки зрения инновационного менеджмента малые предприятия, созданные на базе учебных заведений. В отличие от России основная масса институтов и университетов ведущих промышленных стран имеет хорошую техническую базу, а сравнительно небольшая учебная нагрузка - как правило, не более 300 часов в учебный год - позволяет заниматься научной работой. Преподаватели объединяются в технические коллективы и проводят научные исследования. В качестве источников финансирования могут быть собственные средства, гранды и деньги компаний, если эти коллективы работают в соответствии с перспективным планом работы компании. Крупным компаниям выгодно использовать созданные таким образом малые предприятия, так как, потратив сравнительно небольшие средства, они могут проверить эффективность тех или иных решений и не отвлекают для проведения перспективных работ наиболее квалифицированных работников. В случае же неудачных исследований крупная компания имеет


определенный выигрыш в том, что не задействовала своих специалистов и оборудование для проведения работ. В этом смысле крупные компании используют малые предприятия как своего рода «пилотные» производства. Кроме того, руководство крупных компаний, как правило, -предпочитает не рисковать, а проверить эффективность новых разработок на малых предприятиях. Последние быстрее реагируют на новые разработки, охотно их внедряют и в случае успеха могут получить большую прибыль за счет продажи своих разработок крупным компаниям. Крупные компании предпочитают не рисковать, а создавать у себя своего рода фонд поддержки инноваций в малом бизнесе. Чтобы держать разработки под своим контролем, крупные компании направляют на малые предприятия своих специалистов как консультантов, что обеспечивает им также контроль за расходованием своих средств и возможность, при необходимости, вносить коррективы в деятельность малых предприятий.

В случае успеха результаты работы малого предприятия доводятся до коммерческой стадии и используются крупной компанией для укрепления положения на рынке. В случае же неудачи малое предприятие ждет банкротство, а крупная компания отделывается небольшими убытками.

Выводы

1.       Прогнозирование       представляет      собой предплановую      стадию      работы.      Из      методов прогнозирования       наибольшее       распространение получили  методы  экспертных оценок  и  методы  мо делирования.

2.  Прогнозирование инноваций представляет собой сложный противоречивый процесс с большой долей риска. Это объясняется необходимостью учета таких факторов, как действия конкурентов, трудности расчета собственных издержек на изготовление  продукции и изменение цен на продукцию. Чем сложнее и дороже техника, тем актуальнее проблема учета возможности увеличения жизненного цикла этой техники.

3.  Обеспечение инноваций делится на следующие виды:   информационное,  техническое,  финансовое   и кадровое. Информационное обеспечение представляет собой сложный противоречивый процесс, так как, с одной   стороны,   требуется   полная   информация   о состоянии данного направления науки и техники, а с другой — требуется не допустить утечки информации по собственным разработкам. Техническое  обеспечение инноваций подразумевает соответствующую базу для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладки технологий. Финансовое обеспечение инноваций представляет очень сложную проблему на современном этапе развития экономики России, так как резко сократились государственные расходы на эти цели. Резко ухудшилось положение с кадрами научных работников.