Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 209

С этой целью осуществляются следующие действия:

•  устанавливаются      возможные      потребители целевого продукта проекта;

•  анализируются   возможности   и   экономическая целесообразность   замены   производимой   продукции новыми видами целевой продукции;

•  изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию     проекта     сырьем,     энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;

•  анализируются    новые    сферы    использования конечного продукта проекта;

•  исследуются    экономические    и    социальные последствия реализации проекта.

Планированиеинновационногопроекта В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Основная цель планирования — интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный^ развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

По целям различают стратегический и оперативный планы реализации проекта. Стратегический план определяет



ДЕВЯТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



•  целевые   этапы   и   основные   вехи   проекта, характеризующиеся   сроком  завершения   комплексов работ, сроками  поставки  продукции  (оборудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.;

•  кооперацию организаций-исполнителей;

•  потребности   в   материальных,   технических   и финансовых  ресурсах с распределением по  годам, кварталам.

Основное назначение стратегического плана — показать, как промежуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям. Оперативный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта): план проекта в целом, планы организаций - участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т.д.) могут быть частными или детальными. Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематические, календарные, технико-экономические (ресурсные) и бизнес-планы.

Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются и подготавливаются следующие параметры и материалы:

•  состав этапов работ и сроки их выполнения;

•  состав       ответственных       исполнителей       и соисполнителей по этапам;

•  сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты  на  НИОКР,  капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;

•  перечень   важнейших   материально-технических ресурсов,  необходимых для  реализации  задания,  с разбивкой по годам;

•  расчеты экономической эффективности;

•  карты  технического  уровня   по   новым  видам продукции и по новым техническим процессам.