Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 110

11.Анализ  структуры,   содержания   и  качества связей    в    системе    стратегического    маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.

12.  Анализ  конкурентоспособности  выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом.

13.        Анализ      эффективности      использования ресурсов.

14.      Анализ    устойчивости     функционирования организации.



ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



15. Установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Сразу оговоримся, что подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

В развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.

Можно выделить следующие недостатки подходов и методов оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей.

1.   Апробированные в мировой практике подходы и методы  оценки  конкурентоспособности  организацийпроизводителей     не     отражают     применение     и воздействие на них научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др. Так, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одногодвух. Один  подход к оценке учитывает резервы  в использовании   факторов   производства,   другой   — стоимость    конкретных    факторов    производства    в конкретной     стране.     Третий     -     эффективность использования потенциала. Четвертый — эффективность производственно-сбытовой    деятельности.    Пятый    усилия в области повышения качества товаров и т.д. Перечисленные     аспекты     нужно     анализировать одновременно, системно, комплексно.

2.    Развитым  странам  по  сравнению  с  Россией значительно легче, так как:

а)      они    легко    могут    использовать    научнопроизводственный   и   ресурсный   потенциал   других стран;

б)   могут держать секретные патенты и  ноу-хау, чтобы быть монополистами в данной сфере;

в)   у них отлажены рыночные механизмы (прежде всего    законодательная    основа,    инфраструктура), которые     автоматически     «выбросят»     за     борт некачественные товары;

г)    кроме  стратегического  менеджмента   в   вузах


развитых стран изучают методы прогнозирования, исследования операций, математической статистики и другие, а в России за последние 10 лет значительно ослабло внимание к проблеме повышения качества управленческого решения.