Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 142

На третьем этапе, в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов, разрабатываются альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адаптации компании к новым условиям внешней среды. Особое внимание на данном этапе уделяется сопоставимости альтернатив общим целям и глобальным стратегиям компании, а также их корригированию с информацией, полученной на первом этапе процесса принятия решений.

На четвертом этапе руководство компании производит затратную и целевую оценку каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранного решения.

Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с учетом всех возможных рисков по проекту (экономических, политических, технических). Довольно часто к работе привлекаются консультационные фирмы. Даже такие крупные компании, как «1ВМ», «Мо1ого1а», «Сепега! Е1ес!пс» и «Рога1», при принятии решения по внедрению новой продукции пользуются услугами консалтинговых фирм, несмотря на то, что стоимость такого рода услуг составляет в США от 1,5 до 5,5% от общей стоимости проекта. Это объясняется тем, что у консалтинговых фирм имеются обширные базы данных альтернативных проектов, кроме того, при решении потенциальными кредиторами вопросов финансирования проекта большую роль играют имя и известность фирмы, консультирующей проект.

Организация принятия решения — шестой этап, на котором происходят:

•  конкретизация заключений и выводов, сформу лированных на высшем уровне руководства;

•  доведение положений решения до всех уровней управления;

•  распределение функций;

•  делегирование полномочий нижестоящим руко водителям.

Для этого формируется определенная инновационная структура в виде проектно-целевых групп, координационных центров по разработке новых продуктов, венчурных подразделений. Во многом данный этап зависит от умения руководителей создавать инновационный климат на фирме, нейтрализовывать возможное внутреннее и внешнее сопротивление и мотивировать всех внутрифирменных



ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



субъектов к достижению намеченного результата.

Классификация инновационных стратегий

В основе формирования фирменной конкурентной стратегии путем использования достижений инновационного менеджмента лежит взаимодействие между внешней средой, функционирующей системой (организацией), которая стремится к стабильности, и системой управления, обеспечивающей адаптацию организации к условиям функционирования (к внешней среде).

Стратегия - этосовокупностьпоследовательных видовповедения, позволяющихорганизации позиционироватьсебявокружающейсреде, а изменениявстратегиимогутрассматриватьсякак реакциянаизменениявнешнихусловий.

Инновационные стратегии можно разделить на две основные группы: активные(технологические) и пассивные(маркетинговые).

При этом активные стратегии можно разбить еще на два вида: стратегиилидерстваи имитационные стратегии.

И, наконец, имитационные стратегии можно подвергнуть еще более мелкому делению, в результате чего они подразделяются на стратегии с названиями «Следование за лидером», «Копирование», «Зависимость», «Усовершенствование».

Рассмотрим перечисленные группы стратегий более подробно.

Итак, понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активныеи пассивные.

Первый вид стратегий, часто именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи.