Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 190

Целевая направленность инновационного проекта и его комплексность обеспечиваются системой количественных параметров проекта, отражающих достижение цели инновации, сбалансированностью ресурсов, возможностью сквозного управления от начала инвестирования до возврата затраченных средств и получения дополнительной прибыли в период жизненного цикла инновации.

Управление            инновационным           проектом

рассматривают как систему управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль).

С другой стороны, управление проектом состоит в подготовке и принятии решений, то есть в анализе информации, оценке альтернатив, выборе оптимальной позиции, принятии и реализации решений. Наконец, управление проектом требует создания оргструктуры, основ управления и технологии управления по цели.

Указанные особенности управления инновационным проектом выступают общими для менеджмента. Далее будут рассмотрены наиболее важные стороны организации производственных инноваций.

Как отмечалось ранее, инновации в условиях рынка стали не только фактором выживания и коммерческого успеха производства, но и важнейшим фактором экономического развития страны. Управление этим сложным процессом выдвинулось на первый план развития производства. Как наука и искусство управления инновационный менеджмент только начинает новый этап своего развития в силу принципиальных изменений в хозяйственной жизни (развитие новых форм собственности и рыночных механизмов). Развитие предпринимательства инновационного характера порождает новые организации, систему управления и институт менеджеров, под руководством которых осуществляются инновации и которым собственники и инвесторы доверяют свое имущество, денежные средства и права с ожиданиями прибыли от предпринимаемого дела


(бизнеса).

Инновационный менеджмент сегодня представляет собой особую сферу управленческой деятельности. Особенность             менеджмента            определяется предпринимательским характером и целевой направленностью. При всей его общности с основными функциями менеджмента, принципами и методами управления он связан с более широкой сферой, охватывающей производственный, финансовый, инвестиционный и другие процессы.

Объект управления — инновационный процесс, представляющий собой сложную организационную систему, строго ориентированную на цели инновации с учетом изменения внешних и внутренних условий (ситуаций). Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, существенно влияющих на инновационный процесс на каждой фазе жизненного цикла инновации, в каждый конкретный период.

Ситуационный подход в принятии решений открывает широкую возможность для маневрирования и адекватного реагирования на трансформацию параметров инновации.

Потребность в нововведениях возникает каждый раз, когда конкуренты опережают хозяйствующий субъект в эффективности использования производственных факторов и сбыта продукции. Снижение прибыльности резко сокращает накопления и возможности развития. Прекращение хозяйственных операций по отдельным неконкурентным продуктам высвобождает активы, которые омертвляются без быстрого развертывания новых бизнес-линий. Указанные негативные явления в результате снижения конкурентоспособности предприятие испытывает на протяжении всего жизненного цикла. Избежать тяжелых последствий конкурентной борьбы позволяет инновационный характер предпринимательской деятельности — инновационный бизнес.

Инновационный бизнес предполагает непрерывные и программируемые изменения в технологии производства и продуктах, отвечающие на требования рынка.

Программирование инноваций в реальном секторе исходит из стратегических целей бизнеса и экономических установок, принимаемых в рамках определенной стратегии развития. Практическая реализация комплексного, системного подхода в решении конкретных инновационных задач требует формирования комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение целей нововведения.