Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 224

В рыночной экономике решающая роль в инновационной деятельности принадлежит хозяйствующим субъектам. Они самостоятельно принимают инновационные решения и за счет собственных, заемных и привлеченных средств финансируют проекты. Доля же государства в финансировании инновационной деятельности в регионах, как из федеральных, так и из регио нальных источников, резко сократилась за годы радикального реформирования экономики России и остается незначительной. Тем не менее, государственные органы субъектов Российской Федерации заинтересованы в наращивании и эффективном использовании инновационного потенциала,                        поскольку                     развитие народнохозяйственных комплексов и упрочение финансовой базы регионов невозможно без самых передовых, наукоемких технологий и освоения выпуска новой конкурентоспособной продукции мирового уровня. Необходимость самостоятельной региональной научно-технической политики обусловлена, с одной стороны, растущим влиянием науки на эффективность экономической деятельности, социально-политическую культуру населения, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, с другой — передачей в ведение субъектов Российской Федерации значительного объема полномочий в области формирования и реализации государственной научно-технической политики. Неотъемлемой частью последней выступает инновационная политика.

Региональная                 научно-техническая              и инновационная политика — официально выраженное в целях, направлениях и формах участия отношение органов государственной власти субъектов Российской Федерации к научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Регионы существенно различаются уровнем имеющегося инновационного потенциала, то есть совокупностью трудовых, материальных, финансовых и инновационных ресурсов, масштабами и степенью актуальности решения текущих проблем, а также уровнем эффективности организации самого процесса государственного управления сферой науки и техники. Несмотря на указанные различия, имеются общие для регионов принципы и задачи осуществления региональной научно-технической и


инновационной политики.

Основными принципами, или закономерностями, этой политики являются:

•  взаимосвязь с единой государственной науч но-технической политикой и действующим законода тельством;

•  минимальное государственное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов;

•  единство нормативно-правовой базы, режима и методов государственного регулирования на всей территории региона;

•  соблюдение свободы творчества и доступа к научной и научно-технической информации;

•  концентрация ресурсов на приоритетных на правлениях развития науки и техники;

•  поддержка конкуренции и предпринимательст ва в инновационной сфере;

•  обеспечение гласного и конкурсного распре деления государственной поддержки инновационных проектов;

•  развитие международного и межрегионально го научного сотрудничества.

Основные задачи региональной инновационной политики состоят в следующем.

1. Формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в рыночных условиях, включая защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов этой деятельности, закрепление в собственности субъекта Федерации инновационной продукции, создаваемой за счет средств бюджета региона, установление порядка ее введения в рыночные отношения.

Базовыми нормативно-правовыми документами служат:

•  Доктрина о развитии российской науки;

•  Федеральный      закон      «О      науке      и государственной   научно-технической   политике»  от 23 августа 1996 г.;

•  Гражданский кодекс РФ;

•  Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»;

•  Патентный закон РФ;

•     налоговое законодательство. Государственное регулирование осуществляется также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.