Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 23

Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех основных этапов (расставленных в порядке их следования друг за другом):

•     установление объекта прогноза;

его

прогноза

•  выбор   метода   прогнозирования   (например, метод   экстраполяции,   методы   экспертных   оценок, методы моделирования и др.)1;

•  разработка     самого вероятностная оценка.

предполагает

2.        Планирование     инноваций

Метод экстраполяции состоит в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Методы моделирования включают в себя логические, информационные и математико-статистические методы.

1


соблюдение ряда принципов:

1)  приоритетность - в план необходимо включать самые     важные     и     перспективные     направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых   обеспечивает   организации   значительные экономические  и   социальные   выгоды   не  только  в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

2)  непрерывность планирования — закономерность и   последовательность   разработки   краткосрочных, среднесрочных        и        долгосрочных         планов инновационного развития;

3)   сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука — производство»: НИОКР, технологической   подготовки   производства,   выпуска новой  продукции  и ее жизненного  цикла  (однако данный принцип применяется, в основном, только в крупных      корпорациях,      которые      располагают значительными внутренними, инвестициями);

4)       комплексность    планирования     —    тесная взаимосвязь   инновационного   плана   с   разделами плана    экономического    и    социального    развития организации,       производственной       программой, инвестиционным     планом,      кадровой     политикой организации, финансовым планом;

5)            экономическая        обоснованность        и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически   выгодных  мероприятий,   обеспеченных необходимыми    ресурсами,   то   есть   составление бизнес-плана инноваций организации.

3.  Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии     факторов     прямого     и     косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная  информация классифицируется,      анализируется      менеджерами различных        уровней.         Реальные        значения контролируемых        инновационных        параметров сравниваются    с    запланированными    (на     базе составленных   прогнозов),   что   дает   возможность выявить    ряд    проблем,    требующих    скорейшего решения.

4.      Идентификация    потребности    в    инновации представляет собой ее определение  и  правильную формулировку,     которая     позволит     разработать комплекс      мер,      повышающих      эффективность функционирования  организации при удовлетворении потребности  в  инновации.   Следует учитывать,   что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя  потребность  организации  в  повышении уровня    прибыли    за    счет    инновации).    Также идентификация потребности  в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела        организации,        требуется        помощь маркетингового отдела.

5.    Определение критериев выбора  альтернатив инноваций    предполагает    выбор    критериев,    по которым будет производиться сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

6.  Разработка альтернатив - это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и