1) доказывание уже имевших место фактов хищений продуктов путем растраты, присвоения или злоупотребления служебным положением (реализация программы «установление мест сбыта», допросы покупателей похищенного, обыски у подозреваемых) ;
2) допросы покупателей на предмет установления фактического количества получаемых ими продуктов, выявления фактов их недовыдачи, замены, пересортицы;
3) допросы дежурных по столовой части, поваров-инструкторов по вопросу соответствия раскладке (форма № 266) закладываемых в котел продуктов;
4) допросы начальников продслужбы и склада, заместителя командира по тылу на предмет установления обстоятельств образования излишков продуктов на складе;
5) метрологическая экспертиза мер и измерительных приборов;
6) экспертиза пищевых продуктов;
7) доказывание мотива действий расхитителя путем реализации программы «формирование представления о личности подозреваемом в совершении преступления, о предметах хищения"
Третья ситуация: имеется информация о должностном лице, подозреваемом в совершении преступления, о предметах хищения, но отсутствуют сведения о сущности события, способах хищения (например, при задержании начальника продсклада воинской части или иного лица с поличным—с продуктами при их реализации на рынке, в магазине, в населенном пункте).
К типовым версиям о сущности события в рассматриваемой ситуации относятся следующие: а) продукты, продукция животноводства или растениеводства похищены со склада, из столовой либо из подсобного хозяйства в/части; б) продукты приобретены или похищены в ином месте и реализуются по спекулятивным мотивам; в) имеет место сбыт продовольствия, официально полученного подозреваемым в виде продпайка пли в результате своей трудовой деятельности на личном приусадебном участке.
В данной ситуации рекомендуется к реализации план первоначальных следственных действий, выполняемых в следующем порядке (программа расследования):
1) осмотр изъятого продовольствия и принятие мер к сохранности его качественных характеристик;
2) допрос подозреваемого и лиц, производивших его задержание;
3) инвентаризация на продовольственном складе воинской части;
4) осмотр склада, объектов подсобного хозяйства;
5) обыск на рабочем месте и в квартире (гараже, даче) подозреваемого;
6) осмотр транспортного средства, на котором перевозилось похищенное продовольствие.
Этап дальнейшего расследования имеет своей целью закрепление полученных доказательств и создание информационной базы для установления подлинных размеров хищений. С целью реализации этих задач проводятся допросы свидетелей, назначаются и проводятся документальная ревизия деятельности продслужбы, а также ряд экспертиз: зооветеринарная, почвоведческая, ботаническая, пищевых продуктов. Объем и характер следственных действий обуславливаются обстоятельствами совершения преступления.
Четвертая ситуация: имеется информация об определенных должностных лицах, совершающих хищения продовольствия, при этом иные сведения отсутствуют (например, сигнал о жизни не по средствам каких-то лиц).
Основная задача следователя в данном случае заключается в установлении факта и преступного характера события. Программа его действий на первоначальном этапе будет носить характер тактической операции и выглядеть следующим образом:
1) допрос заявителя и лип, которые могут дать свидетельские показания по существу информации;
2) сбор информации о личности заявителя и характере его отношений с подозреваемым;
3) установление образа жизни должностного лица, уровень которого, согласно первичным сведениям, не соответствует получаемым им и членами семьи средствам (см. тактическую операцию «формирование представления о личности подозреваемого и его образе жизни»);
4) выявление хотя бы отдельных фактов хищения продовольствия путем осмотра и выборочного сличения учетных документов строевой части (суточных ведомостей, приказов по части) и продслужбы (книги учета движения питающихся (форма № 42), накладных (форма № 2), аттестатов на продовольствие (форма № 21). Используя описанный прием, следователи по ряду уголовных дел выявляли факты присвоения суточных дач продуктов, выписываемых расхитителями па несуществующие команды военнослужащих («мертвые души»);
5) выемка документации продслужбы;
6) допросы делопроизводителя и бухгалтера продслужбы, рабочих склада, водителя автомобиля, выделявшегося для перевозки продуктов, по установленным и возможным фактам хищений продовольствия;
7) при получении в результате выполнения действий, перечисленных в пп. 1—6, информации о преступном характере деяний подозреваемого производство обысков по месту жительства и па служебных местах должностного лица, арест подозреваемого и его изобличение в содеянном (см. тактическую операцию «изобличение»).
Тактическая операция в рассматриваемой исходной ситуации должна осуществляться группой следователей и желательно (по основным ее элементам) в кратчайший срок: в течение 1—2 дней.
Дальнейшие действия следователя имеют целью закрепление полученных результатов путем реализации следующей программы:
1) назначение и проведение документальной ревизии деятельности должностных лиц продслужбы;
2) установление мест хранения похищенного продовольствия (см. соответствующую тактическую операцию);
3) наложение ареста на почтово-телеграфиую корреспонденцию подозреваемого, членов его семьи;
4) производство экспертизы пищевых продуктов;
5) принятие мер к возмещению ущерба и возможной конфискации имущества.
Пятая ситуация: следователь располагает сведениями о месте храпения, сокрытия похищенного продовольствия, а информация об остальных обстоятельствах преступления отсутствует.
Основной задачей начального этапа расследования является установление лиц, совершивших хищение продуктов.
Первоначальная программа действий следователя в данной ситуации может выглядеть следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.