Если при задержании военнослужащего у него изымается огнестрельное оружие, оно направляется на судебно-баллистическую экспертизу, после чего отстрелянные пули и гильзы установленным порядком передаются в пулегильзотеку для выяснения вопроса о том, не применялось ли это оружие при совершении какого-либо преступления. На изъятое оружие заполняется учетная карточка, которая направляется в информационный центр соответствующего органа внутренних дел по месту производства предварительного следствия для выяснения его принадлежности и снятия с учета 'похищенного или утраченного оружия. В этих же целях сюда направляются учетные карточки па изъятые у задержанного номерные вещи н иные предметы, подлежащие централизованному учету, если имеются основания полагать, что они были добыты преступным 'путем.
В том случае, если задержанный отрицает факт оставления им части и утверждает, что не является тем лицом, за которое его принимают органы предварительного следствия, необходимо рассмотренным выше порядком (посредством проведения осмотров, обысков, выемок, обращения 'к криминалистическим учетам и архивным уголовным делам) получить образцы для проведения сравнительного исследования (фотографии скрывшегося военнослужащего, образцы его почерка, отпечатки его пальцев рук и ладоней) и назначить соответствующую криминалистическую экспертизу (судебно-почерковедческую, судебно-портретную, дактилоскопическую). В этой ситуации могут быть проведены и опознания задержанного его родственниками, знакомыми, бывшими сослуживцами.
Следует иметь в виду, что в зависимости от места производства предварительного следствия ряд из рассмотренных действий может быть выполнен как лично следователем, так и работниками других органов следствия и дознания по его поручениям. Это, в частности, касается проведения допросов проживающих в других регионах родственников задержанного военнослужащего и указанных им свидетелей, производства у них выемок или обысков с целью изъятия имеющих значение для дела материалов и других действий.
§ 4. ПОСЛЕДУЮЩИЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Содержание дальнейшего расследования зависит от того, какие изменения в результате предпринятых действий произошли в характере первоначальных следственных ситуаций.
Первая из рассмотренных выше типичных следственных ситуаций может трансформироваться следующим образом:
— обнаружен неопознанный труп или неизвестный больной, схожий по внешним признакам с разыскиваемым военнослужащим;
— собранными по делу доказательствами установлено, что пропавший военнослужащий действительно самовольно оставил часть, однако, несмотря на предпринятые меры, он так и не обнаружен;
— скрывшийся из части военнослужащий обнаружен и задержан либо сам добровольно явился в часть (другие органы военного управления).
В первом случае при получении из информационного центра или иного органа внутренних дел в ответ на розыскное поручение информации о неопознанном трупе или неизвестном больном, схожим по внешним признакам с разыскиваемым военнослужащим, необходимо выполнить следующие действия.
1. Истребовать и изучить дело по установлению личности неопознанного трупа или неизвестного больного, которое заводится в том органе внутренних дел, на территории обслуживания которого они обнаружены. В этом деле содержатся сведения об обстоятельствах обнаружения трупа или поступления больного в лечебное учреждение, подробное описание и фотографии трупа (больного), одежды и обнаруженных при нем вещей, его дактилокарта, данные опроса больного, акт судебно-медицинского исследования трупа и другие необходимые для установления личности материалы. При получении информации о неопознанном трупе, кроме того, необходимо истребовать м изучить возбужденное по факту его обнаружения уголовное дело или те материалы, на основании которых в возбуждении уголовного дела было отказано.
2. Назначить судебно-портретную экспертизу для установления тождества разыскиваемого и обнаруженного трупа (больного). Эксперту для исследования необходимо направить фотографии разыскиваемого и обнаруженного трупа (больного). Объектом исследования может быть и череп неопознанного трупа, что, как правило, имеет место при обнаружении скелетированных или подвергшихся значительным гнилостным изменениям останков.
3. Допросить больного, если его состояние здоровья позволяет провести это следственное действие.
4. Назначить судебно-медицинскую экспертизу больного военнослужащего для определения характера и степени тяжести имеющихся у него телесных повреждений, а при необходимости—и судебно-психиатрическую для установления имеющегося у него психического заболевания или иного расстройства душевной деятельности.
В данной ситуации может быть также проведен ряд опознаний, в ходе которых свидетелям предъявляется выявленный больной, фотографии неопознанного трупа, обнаруженные при нем вещи. Для получения материалов, необходимых при проведении судебно-портретной экспертизы, возможна эксгумация захороненного трупа.
Если в результате проведения указанных действий будет установлено, что неопознанный ранее труп действительно является трупом разыскиваемого военнослужащего, возбужденное по факту оставления им части уголовное дело подлежит прекращению. Если же таковым окажется выявленный больной, то вопрос о продолжении уголовного преследования решается с учетом состояния его здоровья.
В том случае, когда в результате проведенных на первоначальном этапе расследования действий установлен факт виновного отсутствия военнослужащего в части, однако предпринятые усилия по его розыску успехом не увенчались, возникает необходимость в расширении масштабов розыска и привлечении к его производству дополнительных сил, а именно милиции как органа дознания, которому производство розыска скрывшегося обвиняемого может быть поручено в порядке ст. 196 УПК РСФСР. При этом следователь должен выполнить следующее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.