Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 19

Если при задержании военнослужащего у него изымается огнестрельное оружие, оно направляется на судебно-баллистическую экспертизу, после чего отстрелянные пули и гильзы установленным порядком передаются в пулегильзотеку для вы­яснения вопроса о том, не применялось ли это оружие при со­вершении какого-либо преступления. На изъятое оружие за­полняется учетная карточка, которая направляется в информа­ционный центр соответствующего органа внутренних дел по месту производства предварительного следствия для выясне­ния его принадлежности и снятия с учета 'похищенного или утраченного оружия. В этих же целях сюда направляются учетные карточки па изъятые у задержанного номерные вещи н иные предметы, подлежащие централизованному учету, если имеются основания полагать, что они были добыты преступ­ным 'путем.

В том случае, если задержанный отрицает факт оставления им части и утверждает, что не является тем лицом, за которое его принимают органы предварительного следствия, необхо­димо рассмотренным выше порядком (посредством проведения осмотров, обысков, выемок, обращения 'к криминалистическим учетам и архивным уголовным делам) получить образцы для проведения сравнительного исследования (фотографии скрыв­шегося военнослужащего, образцы его почерка, отпечатки его пальцев рук и ладоней) и назначить соответствующую крими­налистическую экспертизу (судебно-почерковедческую, судебно-портретную, дактилоскопическую). В этой ситуации могут быть проведены и опознания задержанного его родственника­ми, знакомыми, бывшими сослуживцами.

Следует иметь в виду, что в зависимости от места произ­водства предварительного следствия ряд из рассмотренных действий может быть выполнен как лично следователем, так и работниками других органов следствия и дознания по его поручениям. Это, в частности, касается проведения допросов проживающих в других регионах родственников задержанного военнослужащего и указанных им свидетелей, производства у них выемок или обысков с целью изъятия имеющих значение для дела материалов и других действий.

§ 4. ПОСЛЕДУЮЩИЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Содержание дальнейшего расследования зависит от того, какие изменения в результате предпринятых действий про­изошли в характере первоначальных следственных ситуаций.

Первая из рассмотренных выше типичных следственных ситуаций может трансформироваться следующим образом:

— обнаружен неопознанный труп или неизвестный боль­ной, схожий по внешним признакам с разыскиваемым военно­служащим;

— собранными по делу доказательствами установлено, что пропавший военнослужащий действительно самовольно оста­вил часть, однако, несмотря на предпринятые меры, он так и не обнаружен;

— скрывшийся из части военнослужащий обнаружен и задержан либо сам добровольно явился в часть (другие органы военного управления).

В первом случае при получении из информационного цент­ра или иного органа внутренних дел в ответ на розыскное поручение информации о неопознанном трупе или неизвестном больном, схожим по внешним признакам с разыскиваемым военнослужащим, необходимо выполнить следующие действия.

1. Истребовать и изучить дело по установлению личности неопознанного трупа или неизвестного больного, которое заво­дится в том органе внутренних дел, на территории обслужива­ния которого они обнаружены. В этом деле содержатся сведе­ния об обстоятельствах обнаружения трупа или поступления больного в лечебное учреждение, подробное описание и фото­графии трупа (больного), одежды и обнаруженных при нем вещей, его дактилокарта, данные опроса больного, акт судебно-медицинского исследования трупа и другие необходимые для установления личности материалы. При получении инфор­мации о неопознанном трупе, кроме того, необходимо истребо­вать м изучить возбужденное по факту его обнаружения уго­ловное дело или те материалы, на основании которых в воз­буждении уголовного дела было отказано.

2. Назначить судебно-портретную экспертизу для установ­ления тождества разыскиваемого и обнаруженного трупа (больного). Эксперту для исследования необходимо направить фотографии разыскиваемого и обнаруженного трупа (больно­го). Объектом исследования может быть и череп неопознанно­го трупа, что, как правило, имеет место при обнаружении скелетированных или подвергшихся значительным гнилост­ным изменениям останков.

3. Допросить больного, если его состояние здоровья позво­ляет провести это следственное действие.

4. Назначить судебно-медицинскую экспертизу больного военнослужащего для определения характера и степени тяже­сти имеющихся у него телесных повреждений, а при необходи­мости—и судебно-психиатрическую для установления имею­щегося у него психического заболевания или иного расстройства душевной деятельности.

В данной ситуации может быть также проведен ряд опознаний, в ходе которых свидетелям предъявляется выявленный больной, фотографии неопознанного трупа, обнаруженные при нем вещи. Для получения материалов, необходимых при про­ведении судебно-портретной экспертизы, возможна эксгумация захороненного трупа.

Если в результате проведения указанных действий будет установлено, что неопознанный ранее труп действительно явля­ется трупом разыскиваемого военнослужащего, возбужденное по факту оставления им части уголовное дело подлежит пре­кращению. Если же таковым окажется выявленный больной, то вопрос о продолжении уголовного преследования решается с учетом состояния его здоровья.

В том случае, когда в результате проведенных на первона­чальном этапе расследования действий установлен факт виновного отсутствия военнослужащего в части, однако пред­принятые усилия по его розыску успехом не увенчались, возни­кает необходимость в расширении масштабов розыска и при­влечении к его производству дополнительных сил, а именно милиции как органа дознания, которому производство розыска скрывшегося обвиняемого может быть поручено в порядке ст. 196 УПК РСФСР. При этом следователь должен выполнить следующее.