Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 160

2. Розыск транспортного средства и водителя, скрывшихся с места происшествия. В ситуации, когда водитель на управ­ляемом им автомобиле с целью избежания ответственности за содеянное скрылся с места происшествия, первоочередной за­дачей следователя является установление их местонахожде­ния, а затем доказательство причастности водителя к соверше­нию данного дорожно-транспортного происшествия. Путем опроса очевидцев события, изучения следов, оставленных на месте происшествия, следователь выясняет приметы автомо­биля, направление его движения, а затем, в зависимости от конкретной ситуации, совместно с работниками ГАИ или ВАИ, воинской частью, комендатурой организует и реализует сле­дующие розыскные мероприятия:

1) сообщение органам ГАИ, ВАИ, военному коменданту и командирам воинских частей о совершенном происшествии, о приметах водителя и автомобиля;

2) преследование машины в возможном направлении ее движения;

3) поиск автомобиля в близлежащих населенных пунктах, прочесывание местности;

4) выставление постов в местах предполагаемого появ­ления водителя и транспортного средства;

5) проверка подвижного состава и путевых документов в автопарках воинских частей с целью:

— установления круга машин, находившихся в рейсе или вне парка по разным причинам в момент происшествия;

— обнаружения автомобиля со следами аварии;

6) проведение мероприятий по установлению места нахож­дения скрывшегося водителя[43].

3. Выемка одежды. Для выяснения механизма происше­ствия и других обстоятельств следователь (самостоятельно или поручает дознавателю воинской части) производит выемку одежды потерпевшего, на которой могут иметься следы тран­спортного средства. Исследование одежды позволяет устано­вить наличие или отсутствие на ней:

а) следов ударов частями автомобиля (в том числе по­вреждения ткани предметов одежды); в ряде случаев контуры загрязнений и повреждений ткани служат основанием для идентификации определенной части машины (отпечатки" клыка бампера, решетки радиатора и т. д.);

б) следов-наложений частиц лакокрасочного покрытия ав­томобиля;

в) следов горюче-смазочных материалов;

г) следов-отображений протектора шин колес.

Выемка одежды потерпевшего производится на основании постановления следователя в лечебном учреждении либо в морге, куда направлен труп пострадавшего.

Объектом экспертных исследований в ситуации, когда тре­буется по следам на одежде или обуви установить лицо, нахо­дящееся в момент аварии за рулем транспортного средства, могут явиться предметы одежды, обувь водителя, старшего машины и других лиц.

Предметы одежды упаковываются по правилам кримина­листики и в дальнейшем подлежат исследованию в рамках криминалистической, комплексной криминалистической и судебно-медицинской и других экспертиз.

4. Допрос. Практика расследования дорожно-транспортных преступлений свидетельствует о том, что допросы лиц, которые располагают информацией относительно обстоятельств собы­тия, проводятся как на первоначальном этапе работы по делу, так и в стадии дальнейшего следствия. Так, сразу после про­исшествия с целью закрепления в протоколе незадолго до это­го воспринятого события целесообразно допросить водителя и старшего машины, а при возможности—очевидцев аварии. При допросах в этом случае выясняются преимущественно обстоятельства, касающиеся непосредственно механизма про­исшествия.

Допрос проводится одновременно с осмотром места ДТП (одним из участников прокурорско-следственной группы) либо по мере его завершения в салоне передвижной криминалисти­ческой лаборатории или ином помещении. Для получения бо­лее точных сведений возможен допрос с выходом на место про­исшествия и последующей фиксацией его основных результа­тов в протоколе и приложениях к нему, выполняемых в виде схем, рисунков.

Допрос водителя. Процессуальное положение водителя на различных стадиях уголовного процесса может меняться: он может быть допрошен в качестве свидетеля, подозреваемого или обвиняемого. Водитель—лицо, заинтересованное в исходе дела, поэтому показания его должны оцениваться критически. Показания, не соответствующие объективным обстоятельствам события, он может дать как в силу неверного восприятия и оценки происшедшего, так и по причине желания скрыть истину от следователя. Поэтому к допросу водителя требуется осо­бая подготовка со стороны следователя, учитывающая исполь­зование тактических приемов получения объективных показа­ний в бесконфликтной и конфликтной ситуации, методов производства некоторых расчетов, например связанных с вычислением скорости движения автомобиля перед началом торможения при наличии информации о длине тормозного пути и состоянии покрытия проезжей части дороги.

Вопросы, подлежащие выяснению при допросе (допросах) водителя, условно можно свести в четыре группы:

а) обстоятельства, непосредственно не связанные с кон­кретным происшествием, но позволяющие получить представ­ление об уровне профессиональной подготовки водителя, его опыте, состоянии здоровья;

б) обстоятельства, предшествовавшие происшествию: выезд из автопарка, цель поездки, ее документальное оформление, маршрут движения, отдых в пути следования, кто являлся старшим машины и руководил ли он действиями водителя боевой, транспортной машины, состояние погоды, видимости, дороги, освещения, кто находился за рулем автомобиля непо­средственно перед происшествием;

в) обстоятельства, указывающие на механизм происшест­вия: дорожная обстановка (состояние дороги в месте аварии, наличие знаков, разметки, светофора, регулировщика, наличие попутного и встречного транспорта, действия его водителей), с каким автомобилем и что именно произошло, действия по­страдавшего, не появился ли он перед автомобилем внезапно, скорость движения автомобиля перед началом торможения, какое решение принял водитель в опасной обстановке, в какой момент начал принимать меры и какие именно для предотвра­щения наезда, столкновения, как должен был действовать по правилам дорожного движения, знает ли он их нормы приме­нительно к ситуации рассмотрения, как произошло происше­ствие, какой частью автомобиля и куда нанесен удар, меха­низм падения, перемещения пострадавшего, точное место столкновения транспортных средств;