2. Розыск транспортного средства и водителя, скрывшихся с места происшествия. В ситуации, когда водитель на управляемом им автомобиле с целью избежания ответственности за содеянное скрылся с места происшествия, первоочередной задачей следователя является установление их местонахождения, а затем доказательство причастности водителя к совершению данного дорожно-транспортного происшествия. Путем опроса очевидцев события, изучения следов, оставленных на месте происшествия, следователь выясняет приметы автомобиля, направление его движения, а затем, в зависимости от конкретной ситуации, совместно с работниками ГАИ или ВАИ, воинской частью, комендатурой организует и реализует следующие розыскные мероприятия:
1) сообщение органам ГАИ, ВАИ, военному коменданту и командирам воинских частей о совершенном происшествии, о приметах водителя и автомобиля;
2) преследование машины в возможном направлении ее движения;
3) поиск автомобиля в близлежащих населенных пунктах, прочесывание местности;
4) выставление постов в местах предполагаемого появления водителя и транспортного средства;
5) проверка подвижного состава и путевых документов в автопарках воинских частей с целью:
— установления круга машин, находившихся в рейсе или вне парка по разным причинам в момент происшествия;
— обнаружения автомобиля со следами аварии;
6) проведение мероприятий по установлению места нахождения скрывшегося водителя[43].
3. Выемка одежды. Для выяснения механизма происшествия и других обстоятельств следователь (самостоятельно или поручает дознавателю воинской части) производит выемку одежды потерпевшего, на которой могут иметься следы транспортного средства. Исследование одежды позволяет установить наличие или отсутствие на ней:
а) следов ударов частями автомобиля (в том числе повреждения ткани предметов одежды); в ряде случаев контуры загрязнений и повреждений ткани служат основанием для идентификации определенной части машины (отпечатки" клыка бампера, решетки радиатора и т. д.);
б) следов-наложений частиц лакокрасочного покрытия автомобиля;
в) следов горюче-смазочных материалов;
г) следов-отображений протектора шин колес.
Выемка одежды потерпевшего производится на основании постановления следователя в лечебном учреждении либо в морге, куда направлен труп пострадавшего.
Объектом экспертных исследований в ситуации, когда требуется по следам на одежде или обуви установить лицо, находящееся в момент аварии за рулем транспортного средства, могут явиться предметы одежды, обувь водителя, старшего машины и других лиц.
Предметы одежды упаковываются по правилам криминалистики и в дальнейшем подлежат исследованию в рамках криминалистической, комплексной криминалистической и судебно-медицинской и других экспертиз.
4. Допрос. Практика расследования дорожно-транспортных преступлений свидетельствует о том, что допросы лиц, которые располагают информацией относительно обстоятельств события, проводятся как на первоначальном этапе работы по делу, так и в стадии дальнейшего следствия. Так, сразу после происшествия с целью закрепления в протоколе незадолго до этого воспринятого события целесообразно допросить водителя и старшего машины, а при возможности—очевидцев аварии. При допросах в этом случае выясняются преимущественно обстоятельства, касающиеся непосредственно механизма происшествия.
Допрос проводится одновременно с осмотром места ДТП (одним из участников прокурорско-следственной группы) либо по мере его завершения в салоне передвижной криминалистической лаборатории или ином помещении. Для получения более точных сведений возможен допрос с выходом на место происшествия и последующей фиксацией его основных результатов в протоколе и приложениях к нему, выполняемых в виде схем, рисунков.
Допрос водителя. Процессуальное положение водителя на различных стадиях уголовного процесса может меняться: он может быть допрошен в качестве свидетеля, подозреваемого или обвиняемого. Водитель—лицо, заинтересованное в исходе дела, поэтому показания его должны оцениваться критически. Показания, не соответствующие объективным обстоятельствам события, он может дать как в силу неверного восприятия и оценки происшедшего, так и по причине желания скрыть истину от следователя. Поэтому к допросу водителя требуется особая подготовка со стороны следователя, учитывающая использование тактических приемов получения объективных показаний в бесконфликтной и конфликтной ситуации, методов производства некоторых расчетов, например связанных с вычислением скорости движения автомобиля перед началом торможения при наличии информации о длине тормозного пути и состоянии покрытия проезжей части дороги.
Вопросы, подлежащие выяснению при допросе (допросах) водителя, условно можно свести в четыре группы:
а) обстоятельства, непосредственно не связанные с конкретным происшествием, но позволяющие получить представление об уровне профессиональной подготовки водителя, его опыте, состоянии здоровья;
б) обстоятельства, предшествовавшие происшествию: выезд из автопарка, цель поездки, ее документальное оформление, маршрут движения, отдых в пути следования, кто являлся старшим машины и руководил ли он действиями водителя боевой, транспортной машины, состояние погоды, видимости, дороги, освещения, кто находился за рулем автомобиля непосредственно перед происшествием;
в) обстоятельства, указывающие на механизм происшествия: дорожная обстановка (состояние дороги в месте аварии, наличие знаков, разметки, светофора, регулировщика, наличие попутного и встречного транспорта, действия его водителей), с каким автомобилем и что именно произошло, действия пострадавшего, не появился ли он перед автомобилем внезапно, скорость движения автомобиля перед началом торможения, какое решение принял водитель в опасной обстановке, в какой момент начал принимать меры и какие именно для предотвращения наезда, столкновения, как должен был действовать по правилам дорожного движения, знает ли он их нормы применительно к ситуации рассмотрения, как произошло происшествие, какой частью автомобиля и куда нанесен удар, механизм падения, перемещения пострадавшего, точное место столкновения транспортных средств;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.