Изобличению расхитителей способствует также их предварительный допрос по поводу обстоятельств, исключающих ил) затрудняющих ссылки в последующем на необходимость иметь «черную кассу» для оплаты нужд строительства. На подобно) допросе у допрашиваемого подробно выясняется, в каком по рядке осуществлялось обеспечение объекта стройматериалами все ли потребности в них удовлетворялись, не было ли переделок и если были, то за счет каких ресурсов они осуществлялись, использовались ли механизмы со стороны и каким образом оплачивалась их работа и т. д.
Экспертизы. Специфичным для этапа дальнейшего расследования является производство инженерно-строительной (строительно-технической) и судебно-бухгалтерской экспертиз Нередко эти исследования производятся комплексно.
Содержанием инженерно-строительной экспертизы является исследование обстоятельств, связанных с определением правильности и технической обоснованности составления проектно-сметной документации строящегося сооружения, обоснованности расходования стройматериалов и денежных средств :
соответствия качества выполненных работ техническим требованиям, предъявляемым к строительству подобных сооружений. На разрешение экспертам ставятся вопросы о соответствии объема выполненных работ сметной стоимости строительства; правильности определения объема и стоимости строительных работ в проектно-сметной документации; о виде характере и количестве стройматериалов, израсходованных hi возведение объекта, и необходимости их дополнительной истребования; о правильности применения норм, тарифов и расценок при составлении рабочих нарядов и начислении заработной платы и т. п.
На разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы ставятся вопросы об обоснованности списания на объекте строительных материалов, определении размера материального ущербе причиненного должностными лицами в результате совершенных нарушений и злоупотреблений, установлении правильности и действительного состояния расчетов между подрядной субподрядными организациями и заказчиком и др.
Глава XVII
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ТОРГОВЛИ
§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Общие положения методики расследования хищений государственного военного имущества, совершаемых должностными лицами учреждений, предприятий, частей и служб военного ведомства, в полном объеме применимы и к раскрытию и расследованию хищений, связанных с использованием служебного положения работниками органов военной торговли. Вместе с тем особенности организации деятельности органов военной торговли и осуществления контроля за ней, специфика обращения материальных ценностей, их учета и документооборота, широкий спектр способов совершения и сокрытия хищений и характер сопутствующих следов определяют существенные особенности методики расследования преступлений этого вида и тактики следственных действий и требуют их отдельного рассмотрения.
В своей деятельности по торгово-бытовому обслуживанию личного состава воинских частей, соединений, кораблей, учреждений и предприятий органы военной торговли руководствуются действующими законоположениями, приказами и директивами министра обороны РФ, начальника Тыла МО, командующих войсками округов, флотов и указаниями начальника Главного управления торговли МО РФ, а в части регулирования правил торговли, ценообразования и других специальных вопросов торговли—приказами и инструкциями Министерства торговли РФ.
За деятельностью органов военторга осуществляется контроль трех видов:
— государственный внешний контроль. Его осуществляют органы народного контроля, Министерства финансов и Госбанка РФ. Составной частью государственного контроля являются органы специализированного контроля, к которым относятся Государственная торговая инспекция, Государственная инспекцня по качеству продовольственных и промышленных товаре и Государственная хлебная инспекция. Для осуществлен» систематического контроля за деятельностью предприятии торговли эти органы имеют специальный аппарат и наделены правом направлять в органы прокуратуры акты проверок ;
другие материалы для привлечения виновных к ответственности по закону;
— внутриведомственный контроль, который осуществляет в порядке подчиненности контрольно-ревизионными аппарата ми МО РФ Главного управления торговли МО, Управлений торговли военных округов и флотов и отделений торговли;
— общественный контроль, осуществляемый комитетами! группами общественного контроля, наделенными правом составления актов о выявленных нарушениях правил торгом и злоупотреблениях. Приведенные специфические черты правовой регламентации деятельности органов и предприятий военторга и осуществления контроля за ними находят отражение в особенностях возбуждения уголовных дел и деятельности следователя на начальном этапе расследования.
Предметом преступного посягательства в торговле являются как материальные ценности (товары), так и денежные cpедства, что расширяет круг должностных лиц, имеющих к ним отношение, возможности осуществления хищений, число cпособов совершения преступных злоупотреблений и сокрытия содеянного.
Для предприятий торговли характерна подвижность, быстрота обращения материальных ценностей и денежных средств текучесть операций по получению, хранению и реализации товарных масс. Это обстоятельство, с одной стороны, облегчает совершение и сокрытие посягательств на государственную собственность, а с другой—затрудняет выявление совершенных фактов хищений, их раскрытие и расследование.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.