Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 153

При совершении кражи незадолго до очередного увольне­ния в запас военнослужащих срочной службы истребуются списки таких лиц. Замечено, что количество краж в войсках возрастает именно в этот период. Устанавливается состав ка­раула и иного суточного наряда по части.

Путем допроса военнослужащих из состава караула и ино­го суточного наряда по части выявляются лица, выходившие из подразделений в интересующее следствие время, добывается информация о всех передвижениях внутри части, появлении там посторонних лиц.

Включение конкретных людей в круг заподозренных в кра­же лиц производится при том условии, что установлена реаль­ная возможность их нахождения на месте кражи в период ее совершения, что у них имелись или они могли приобрести к мо­менту совершения кражи использованные орудия и инструмен­ты и что наличествует совпадение определенных личностных качеств и признаков их внешности с установленными при осмотре места происшествия данными о личности преступ­ника.

Первый допрос заподозренных в краже лиц заключается в выяснении их местонахождения в момент совершения кражи, после чего следуют допросы свидетелей, подтверждающих алиби заподозренных. Помня о возможном создании преступ­никами ложного алиби, необходимо максимально детализиро­вать эти допросы с целью выявления противоречий в показа­ниях допрашиваемых лиц.

По месту жительства заподозренных и на их рабочем месте производятся обыски. Если заподозренным является военно­служащий срочной службы, обыск производится как в казарме по месту нахождения его личных вещей и закрепленного за ним имущества, так и на его рабочем месте, в том числе в бое­вой технике. В ходе обысков помимо похищенных ценностей следует искать их товарные ярлыки и упаковочный материал от них, орудия взлома, квитанции о сдаче имущества в комис­сионные магазины, записные книжки, письма и записки с инте­ресующей следствие информацией.

Для получения сведений о распоряжении преступниками похищенным имуществом необходимо допросить наиболее близких сослуживцев заподозренных, их знакомых из числа гражданских лиц, лиц охраны, представителей командования и тыловых служб части.

При проверке версии о причастности к краже жителей близ­лежащих к воинской части населенных пунктов устанавлива­ется более тесный контакт с соответствующими органами внут­ренних дел. Им немедленно сообщается получаемая в ходе следствия информация о вероятных преступниках. Для выявле­ния лиц, которые могут быть заподозрены в краже, использу­ются возможности имеющихся в органах внутренних дел кри­миналистических учетов и информационно-поисковых систем, проверяются лица, состоящие под наблюдением за совершен­ные ранее аналогичные преступления, проводятся иные ме­роприятия.

3. Наконец, в третьей из типичных ситуаций начала рассле­дования следователь располагает лишь сведениями о местах сокрытия похищенного имущества или распоряжении им пре­ступниками.

Чтобы установить место совершения кражи, изъятое с мест сокрытия имущество целесообразно предъявить для опознания должностным лицам соответствующих складов (магазинов) той воинской части, на территории (либо вблизи) которой оно обнаружено. Опознание в данном случае происходит, как пра­вило, не по индивидуальным, а по групповым признакам (наи­менование, артикул, размер, цвет и т. д.).

При обнаружении похищенного имущества в тайниках оно должно быть осмотрено, но спешить с его изъятием не следует. В целях установления и задержания лица, спрятавшего ценно­сти, целесообразно организовать в местах обнаружения пред­метов кражи засады.

Если предметы кражи обнаруживаются у конкретных лиц, последние допрашиваются о том, у кого и при каких обстоя­тельствах они приобрели похищенные ценности. Производится выемка этих ценностей.

Способ проникновения преступника в помещение с имуще­ством устанавливается путем осмотра места происшествия, производства следственных экспериментов, судебно-трасологических экспертиз, а также допросов материально ответствен­ных лиц и лиц охраны. Они же допрашиваются о времени со­вершения кражи.

В остальном решение задач в данной ситуации аналогично решению таких же задач в предыдущей ситуации.

§ 4. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Начальный этап расследования краж государственного иму­щества из объектов, расположенных на территории воинских частей, как правило, завершается установлением преступника, его задержанием и отысканием (полным или частичным) похи­щенного имущества. Поэтому основной задачей последующего этапа расследования является более полное и планомерное доказывание обстоятельств совершенной кражи и вины в ней конкретных лиц, задержанных в качестве подозреваемых.

К моменту задержания лиц, совершивших кражу, похищен­ное имущество бывает реализовано многим людям, и его оты­скание и изъятие занимает порой продолжительное время.

Выемке краденых ценностей у лиц, которым они были сбъпъ1,предшествует их допрос. При наличии данных о заве­домой недобросовестности таких лиц выемку похищенного (либо обыск) в предполагаемых местах его хранения целесо­образно производить до допроса укрывателей и скупщиков краденого. Для оценки стоимости изъятого имущества назна­чается товароведческая экспертиза.

Многие вещи, похищаемые из воинских складов и магази­нов, могут быть номерными (часы, магнитофоны, фотоаппара­ты и др.), и паспорта от них часто остаются на месте кражи. Для их розыска можно воспользоваться данными учета похищенных и изъятых номерных вещей, который ведется органами внутренних дел.

На имущество подозреваемого налагается арест в целях обеспечения возможной конфискации этого имущества и воз­мещения причиненного кражей материального ущерба.

Определенные трудности возникают при выявлении соуча­стников кражи. Уже в ходе осмотра места происшествия необ­ходимо обращать внимание на наличие следов, характерных для групповой кражи, фиксировать любые признаки, позволя­ющие в какой-то степени индивидуализировать участвовавших в краже лиц. Эти данные используются затем при допросе по­дозреваемого для получения от него правдивых показаний о соучастниках преступления.