При совершении кражи незадолго до очередного увольнения в запас военнослужащих срочной службы истребуются списки таких лиц. Замечено, что количество краж в войсках возрастает именно в этот период. Устанавливается состав караула и иного суточного наряда по части.
Путем допроса военнослужащих из состава караула и иного суточного наряда по части выявляются лица, выходившие из подразделений в интересующее следствие время, добывается информация о всех передвижениях внутри части, появлении там посторонних лиц.
Включение конкретных людей в круг заподозренных в краже лиц производится при том условии, что установлена реальная возможность их нахождения на месте кражи в период ее совершения, что у них имелись или они могли приобрести к моменту совершения кражи использованные орудия и инструменты и что наличествует совпадение определенных личностных качеств и признаков их внешности с установленными при осмотре места происшествия данными о личности преступника.
Первый допрос заподозренных в краже лиц заключается в выяснении их местонахождения в момент совершения кражи, после чего следуют допросы свидетелей, подтверждающих алиби заподозренных. Помня о возможном создании преступниками ложного алиби, необходимо максимально детализировать эти допросы с целью выявления противоречий в показаниях допрашиваемых лиц.
По месту жительства заподозренных и на их рабочем месте производятся обыски. Если заподозренным является военнослужащий срочной службы, обыск производится как в казарме по месту нахождения его личных вещей и закрепленного за ним имущества, так и на его рабочем месте, в том числе в боевой технике. В ходе обысков помимо похищенных ценностей следует искать их товарные ярлыки и упаковочный материал от них, орудия взлома, квитанции о сдаче имущества в комиссионные магазины, записные книжки, письма и записки с интересующей следствие информацией.
Для получения сведений о распоряжении преступниками похищенным имуществом необходимо допросить наиболее близких сослуживцев заподозренных, их знакомых из числа гражданских лиц, лиц охраны, представителей командования и тыловых служб части.
При проверке версии о причастности к краже жителей близлежащих к воинской части населенных пунктов устанавливается более тесный контакт с соответствующими органами внутренних дел. Им немедленно сообщается получаемая в ходе следствия информация о вероятных преступниках. Для выявления лиц, которые могут быть заподозрены в краже, используются возможности имеющихся в органах внутренних дел криминалистических учетов и информационно-поисковых систем, проверяются лица, состоящие под наблюдением за совершенные ранее аналогичные преступления, проводятся иные мероприятия.
3. Наконец, в третьей из типичных ситуаций начала расследования следователь располагает лишь сведениями о местах сокрытия похищенного имущества или распоряжении им преступниками.
Чтобы установить место совершения кражи, изъятое с мест сокрытия имущество целесообразно предъявить для опознания должностным лицам соответствующих складов (магазинов) той воинской части, на территории (либо вблизи) которой оно обнаружено. Опознание в данном случае происходит, как правило, не по индивидуальным, а по групповым признакам (наименование, артикул, размер, цвет и т. д.).
При обнаружении похищенного имущества в тайниках оно должно быть осмотрено, но спешить с его изъятием не следует. В целях установления и задержания лица, спрятавшего ценности, целесообразно организовать в местах обнаружения предметов кражи засады.
Если предметы кражи обнаруживаются у конкретных лиц, последние допрашиваются о том, у кого и при каких обстоятельствах они приобрели похищенные ценности. Производится выемка этих ценностей.
Способ проникновения преступника в помещение с имуществом устанавливается путем осмотра места происшествия, производства следственных экспериментов, судебно-трасологических экспертиз, а также допросов материально ответственных лиц и лиц охраны. Они же допрашиваются о времени совершения кражи.
В остальном решение задач в данной ситуации аналогично решению таких же задач в предыдущей ситуации.
§ 4. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Начальный этап расследования краж государственного имущества из объектов, расположенных на территории воинских частей, как правило, завершается установлением преступника, его задержанием и отысканием (полным или частичным) похищенного имущества. Поэтому основной задачей последующего этапа расследования является более полное и планомерное доказывание обстоятельств совершенной кражи и вины в ней конкретных лиц, задержанных в качестве подозреваемых.
К моменту задержания лиц, совершивших кражу, похищенное имущество бывает реализовано многим людям, и его отыскание и изъятие занимает порой продолжительное время.
Выемке краденых ценностей у лиц, которым они были сбъпъ1,предшествует их допрос. При наличии данных о заведомой недобросовестности таких лиц выемку похищенного (либо обыск) в предполагаемых местах его хранения целесообразно производить до допроса укрывателей и скупщиков краденого. Для оценки стоимости изъятого имущества назначается товароведческая экспертиза.
Многие вещи, похищаемые из воинских складов и магазинов, могут быть номерными (часы, магнитофоны, фотоаппараты и др.), и паспорта от них часто остаются на месте кражи. Для их розыска можно воспользоваться данными учета похищенных и изъятых номерных вещей, который ведется органами внутренних дел.
На имущество подозреваемого налагается арест в целях обеспечения возможной конфискации этого имущества и возмещения причиненного кражей материального ущерба.
Определенные трудности возникают при выявлении соучастников кражи. Уже в ходе осмотра места происшествия необходимо обращать внимание на наличие следов, характерных для групповой кражи, фиксировать любые признаки, позволяющие в какой-то степени индивидуализировать участвовавших в краже лиц. Эти данные используются затем при допросе подозреваемого для получения от него правдивых показаний о соучастниках преступления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.