След качения колес, переходящий в волнистый след торможения, образуется в результате несоблюдения дистанции.
Если след блокированных колес имеет излом, то направление этого излома указывает на направление удара, который пришелся в автомобиль с противоположной стороны.
В ситуации оставления места происшествия водителем, скрывшимся на автомобиле, участвовавшим в аварии, в ходе осмотра необходимо получить информацию,, позволившую бы провести идентификационные исследования. С этой 'целью в протоколе и приложениях к нему следует зафиксировать с большой степенью точности такие, параметры, как ширину колеи, ширину следа беговой дорожки колеса, характер рисунка протектора шин и его индивидуальные особенности образующиеся в процессе их изготовления, и особенно эксплуатации, базу транспортного средства.
Особое значение для выяснения механизма происшествия имеет определение места столкновения транспортных средств. Для этого на проезжей части фиксируются следы, оставленные автомобилями в зоне столкновения (следы качения, продольного и поперечного скольжения шин, следы от деталей машины), места скопления осколков стекол и пластмасс, частиц пыли и грязи, осыпавшихся с нижних частей автомобилей при ударе, разлившихся жидкостей (масла, антифриза, воды), а также следы; оставленные на дороге предметами, отброшенными в результате удара, выпавшим грузом.
Имеет значение и характеристика повреждений, полученных автомобилями, их расположение на проезжей части после ДТП;
г) сведения о следах ног потерпевшего или водителя, имеющие в ряде случаев доказательственное значение; по дорожке следов можно определить направление движения пешехода, характер действий водителя после происшествия.
Осмотр транспортного средства производится с целью:
а) установления его вида и отличительных знаков, принадлежности (по внешним признакам и документам, имеющимся в кабине);
б) определения состояния органов управления (положения рычагов переключения передач, ручного тормоза, планетарного механизма гусеничной техники, указателей поворотов, клавишей электроприборов, показания спидометра, других приборов); состояния оборудования для подводного вождения танков (воздухопитающей трубы, средств защиты от проникновения воды, ее откачки, курсоуказателя);
в) выявления следов происшествия (вмятин, поврежденных приборов, объектов биологического происхождения, частиц краски с другого автомобиля, волокон одежды потерпевшего на выступающих частях машины, на элементах ее ходовой части: колесах, гусеницах, катках);
г) установления признаков нахождения за рулем определенного человека (следов пальцев рук на рычагах органов управления автомобилем, приборном щитке, дверце, следов-наложений волокон одежды, запахового следа на водительском сиденье, почвы с подошв обуви на педалях сцепления, тормоза и акселератора);
д) проверки технического состояния, то есть определения работоспособности систем, влияющих на безопасность движения: тормозной системы (рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной), рулевого управления, внешней сигнализации и освещения, трансмиссии и ходовой части. При необходимости, например в ситуации выпадения людей из кабины или кузова, проверяется система запирания дверей, борта.
На месте происшествия такая проверка осуществляется специалистом путем технического экспресс-диагностирования, то есть без разборки систем и агрегатов транспорта, но по совокупности обнаруженных диагностических параметров, поломок деталей систем автомобиля.
После осмотра транспортное средство направляется или буксируется на площадку задержанных машин ВАИ или ГАИ, на которой его техническое состояние проверяется еще раз комиссионно, более детально, о чем составляется соответствующий акт. При необходимости состояние систем и агрегатов транспорта явится предметом изучения в рамках автотехнической экспертизы, предполагающей анализ с их разборкой и установлением причин возникновения обнаруженных дефектов.
С целью обнаружения следов происшествия в труднодоступных местах автомобиля (на днище кузова, картера, карданном валу, колесах) может проводиться дополнительный осмотр автомашины в благоприятных условиях, например на гаражной смотровой яме, эстакаде или ремонтном подъемнике, при хорошем освещении.
Осмотр трупа проводится с участием судебного медика, при этом криминалистическое и доказательственное значение имеют следующие данные: положение трупа относительно окружающей обстановки, автомобиля и его следов; наличие в карманах одежды документов, ценностей; на одежде—следов транспортного средства (отпечатков выступающих деталей, шин, частиц горюче-смазочных материалов, краски, осколков стекла и т. д.); негативные обстоятельства: отсутствие крови в месте, где она должна быть, видимое несоответствие телесных повреждений на трупе механизму события.
Существенное значение имеет правильное описание наружных телесных повреждений, которые по характеру и локализации делятся на специфические, характерные и нехарактерные.
Специфические повреждения отражают форму, рисунок, размеры деталей автомобиля, которые в момент наезда действовали на тело потерпевшего в качестве повреждающего предмета (отпечатки бампера, фары, протектора шины).
Характерные повреждения типичны для конкретного вида автотравмы и встречаются в сочетании со специфическими (переезд колесом, выпадение из кабины или кузова машины).
Нехарактерные повреждения не имеют указанных признаков и встречаются при травме любыми другими предметами[42].
Если личность пострадавшего неизвестна, то производится описание его внешности (анатомических признаков, особых примет, аксессуаров) по правилам словесного портрета, а также дактилоскопирование и опознание.
Для дальнейшего судебно-медицинского исследования труп направляется в судмедлабораторию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.