Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 159

След качения колес, переходящий в волнистый след тормо­жения, образуется в результате несоблюдения дистанции.

Если след блокированных колес имеет излом, то направле­ние этого излома указывает на направление удара, который пришелся в автомобиль с противоположной стороны.

В ситуации оставления места происшествия водителем, скрывшимся на автомобиле, участвовавшим в аварии, в ходе осмотра необходимо получить информацию,, позволившую бы провести идентификационные исследования. С этой 'целью в протоколе и приложениях к нему следует зафиксировать с большой степенью точности такие, параметры, как ширину колеи, ширину следа беговой дорожки колеса, характер рисунка протектора шин и его индивидуальные особенности образующиеся в процессе их изготовления, и особенно эксплуата­ции, базу транспортного средства.

Особое значение для выяснения механизма происшествия имеет определение места столкновения транспортных средств. Для этого на проезжей части фиксируются следы, оставлен­ные автомобилями в зоне столкновения (следы качения, продольного и поперечного скольжения шин, следы от деталей машины), места скопления осколков стекол и пластмасс, ча­стиц пыли и грязи, осыпавшихся с нижних частей автомобилей при ударе, разлившихся жидкостей (масла, антифриза, воды), а также следы; оставленные на дороге предметами, отброшенными в результате удара, выпавшим грузом.

Имеет значение и характеристика повреждений, получен­ных автомобилями, их расположение на проезжей части после ДТП;

г) сведения о следах ног потерпевшего или водителя, име­ющие в ряде случаев доказательственное значение; по дорож­ке следов можно определить направление движения пешехода, характер действий водителя после происшествия.

Осмотр транспортного средства производится с целью:

а) установления его вида и отличительных знаков, принад­лежности (по внешним признакам и документам, имеющимся в кабине);

б) определения состояния органов управления (положения рычагов переключения передач, ручного тормоза, планетарно­го механизма гусеничной техники, указателей поворотов, клавишей электроприборов, показания спидометра, других приборов); состояния оборудования для подводного вождения танков (воздухопитающей трубы, средств защиты от проник­новения воды, ее откачки, курсоуказателя);

в) выявления следов происшествия (вмятин, поврежденных приборов, объектов биологического происхождения, частиц краски с другого автомобиля, волокон одежды потерпевшего на выступающих частях машины, на элементах ее ходовой ча­сти: колесах, гусеницах, катках);

г) установления признаков нахождения за рулем опреде­ленного человека (следов пальцев рук на рычагах органов управления автомобилем, приборном щитке, дверце, следов-на­ложений волокон одежды, запахового следа на водительском сиденье, почвы с подошв обуви на педалях сцепления, тормо­за и акселератора);

д) проверки технического состояния, то есть определения работоспособности систем, влияющих на безопасность движе­ния: тормозной системы (рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной), рулевого управления, внешней сигнализа­ции и освещения, трансмиссии и ходовой части. При необходи­мости, например в ситуации выпадения людей из кабины или кузова, проверяется система запирания дверей, борта.

На месте происшествия такая проверка осуществляется специалистом путем технического экспресс-диагностирования, то есть без разборки систем и агрегатов транспорта, но по совокупности обнаруженных диагностических параметров, по­ломок деталей систем автомобиля.

После осмотра транспортное средство направляется или буксируется на площадку задержанных машин ВАИ или ГАИ, на которой его техническое состояние проверяется еще раз комиссионно, более детально, о чем составляется соответству­ющий акт. При необходимости состояние систем и агрегатов транспорта явится предметом изучения в рамках автотехни­ческой экспертизы, предполагающей анализ с их разборкой и установлением причин возникновения обнаруженных дефек­тов.

С целью обнаружения следов происшествия в труднодоступ­ных местах автомобиля (на днище кузова, картера, карданном валу, колесах) может проводиться дополнительный осмотр ав­томашины в благоприятных условиях, например на гаражной смотровой яме, эстакаде или ремонтном подъемнике, при хо­рошем освещении.

Осмотр трупа проводится с участием судебного медика, при этом криминалистическое и доказательственное значение име­ют следующие данные: положение трупа относительно окру­жающей обстановки, автомобиля и его следов; наличие в кар­манах одежды документов, ценностей; на одежде—следов транспортного средства (отпечатков выступающих деталей, шин, частиц горюче-смазочных материалов, краски, осколков стекла и т. д.); негативные обстоятельства: отсутствие крови в месте, где она должна быть, видимое несоответствие телесных повреждений на трупе механизму события.

Существенное значение имеет правильное описание наруж­ных телесных повреждений, которые по характеру и локализа­ции делятся на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения отражают форму, рисунок, размеры деталей автомобиля, которые в момент наезда дейст­вовали на тело потерпевшего в качестве повреждающего пред­мета (отпечатки бампера, фары, протектора шины).

Характерные повреждения типичны для конкретного вида автотравмы и встречаются в сочетании со специфическими (переезд колесом, выпадение из кабины или кузова машины).

Нехарактерные повреждения не имеют указанных призна­ков и встречаются при травме любыми другими предметами[42].

Если личность пострадавшего неизвестна, то производится описание его внешности (анатомических признаков, особых примет, аксессуаров) по правилам словесного портрета, а так­же дактилоскопирование и опознание.

Для дальнейшего судебно-медицинского исследования труп направляется в судмедлабораторию.