1. Выяснение обстоятельств, связанных с подготовкой экипажа и его действиями в воздухе.
2. Выяснение обстоятельств, связанных с руководством полетами и с их обеспечением.
3. Выяснение обстоятельств, связанных с работой авиационной техники в воздухе.
Основными следственными действиями для этого являются допросы членов экипажа, очевидцев летного происшествия, командиров (начальников), допустивших экипаж к полету, должностных лиц группы руководства полетами, должностных лиц группы обеспечения полетов, лиц инженерно-технического состава, сопоставление их показаний с данными осмотра, документами, заключениями экспертов.
При выяснении обстоятельств, связанных с подготовкой экипажа и его действиями в воздухе, устанавливается, правильно ли обучались члены экипажа (методическая последовательность учебы, перерывы в полетах и контрольные полеты после этого); выполнялись ли нормы налета, как проводилась предварительная и предполетная подготовка данного летчика;
был ли экипаж подготовлен к выполнению задания, кем и как осуществлялся контроль готовности экипажа к полету; определяется физическое и психическое состояние членов экипажа перед полетом, режим их отдыха; правильность действия экипажа в полете (какие правила и почему ими были нарушены).
Выполнение правил нужно проверить, используя ОПП, НПП, ИЛ, Курс боевой подготовки (К.БП), НШС, инструкцию аэродрома (аэроузла) (ИА), методические разработки по выполнению отдельных упражнений применительно к данному типу самолета, инструкцию о допуске летного состава к полетам.
Показания должностных лиц должны совпадать с данными в таких изъятых документах, как тетради предполетной подготовки экипажа, журнал допуска летного состава к полетам, записи объективного контроля, плановая таблица полетов, летные и медицинские книжки членов экипажа и др.
Выясняя обстоятельства, связанные с руководством полетами и их обеспечением, следует установить, правильно ли осуществлялось руководство полетами, какие и кем были нарушены правила. Так, причиной летного происшествия может быть нарушение руководителем полетов правил, изложенных в Воздушном кодексе, ОПП, НПП, ИА (а/у) и др.
В группу должностных лиц, осуществляющих руководство полетами, обычно входят: руководитель полетов, помощник руководителя, руководитель посадки, дежурный штурман командно-диспетчерского пункта, старший расчета и офицеры боевого управления командного пункта. При допросе этих лиц нужно использовать данные из журналов руководителей полетов, плановой таблицы полетов, тетрадей предполетной подготовки членов экипажа, записи объективного контроля и др.
При проверке обстоятельств, связанных с обеспечением полетов, выясняется, не было ли нарушений правил подготовки к полетам, которые могли повлечь летное происшествие, со стороны должностных лиц группы обеспечения полетов, включающей старшего инженера полетов, начальника метеогруппы (дежурного синоптика), дежурного по аэродромно-техническому обеспечению полетов, ответственного дежурного по связи и радиотехническому обеспечению полетов, дежурного врача, лиц инженерно-технического состава, обслуживавших самолет, потерпевший катастрофу.
При допросе этих лиц устанавливается, в соответствии ли с правилами, приложенными в таких актах, как НИАС, ЕРТЭ, ТРР (технология регламентных работ), ТО (техническое описание), НМС и других, было организовано инженерно-авиационное, аэродромно-техническое, метеорологическое, радиолокационное, медицинское и другое обеспечение полетов.
Показания допрошенных лиц сверяются с данными в изъятых документах.
Следует отметить, что с тактической точки зрения допрос членов экипажа (летчика), оставшихся в живых, а также руководителя полетов нужно произвести как можно быстрее, до того как им станут известны данные осмотра, показания других лиц, с тем чтобы получить подробные и объективные показания и исключить возможность воздействия на них со стороны заинтересованных в исходе дела лиц.
Наиболее важные допросы рекомендуется производить с применением звуко- и видеозаписи, кроме того, следует дать возможность допрашиваемым собственноручно изложить свои показания в протоколе допроса.
При выяснении обстоятельств, связанных с работой авиационной техники в воздухе, необходимо установить, не явилось ли причиной происшествия с самолетом нарушение правил подготовки к полету и его проведения. Поэтому основными вопросами будут следующие: «Подготовлен ли был самолет к полету?», а также «Правильно ли эксплуатировалась техника в полете членами экипажа?».
Эти вопросы выясняются при допросе членов экипажа, должностных лиц инженерно-авиационного обеспечения, изучении данных объективного контроля.
Большое значение в расследовании дел о нарушениях правил полетов или подготовки к ним имеет назначение и проведение экспертиз. Экспертизы могут быть традиционные судебные (судебно-медицннская, трасологическая, судебно-почерковедческая, технико-криминалистическое исследование документов, судебно-химическая, пожарно-техническая и другие), а также специфические, связанные со специальными познаниями в области авиации. К последним относятся:
а) летная экспертиза. В примерный перечень вопросов, разрешаемых такой экспертизой, входят следующие:
— были ли нарушены правила полетов и подготовки к ним данного самолета, если да, то какие;
— был ли подготовлен экипаж для полета на данном типе самолета и выполнения конкретного задания;
— какова была скорость самолета на полосе при взлете. Мог ли экипаж данного самолета взлетать при этой скорости;
— правильно ли осуществлялось руководство полетом в сложившейся ситуации и др.;
б) авиационно-техническая экспертиза назначается для установления причин возникновения неисправностей и отказов авиационной техники. Перед экспертами обычно ставятся вопросы:
— каковы технические причины отказа системы управления самолетом;
— имеет ли представленный на экспертизу механизм неисправности, которые возникли до столкновения самолета с землей, и как они могли повлиять на возникновение и развитие аварийной ситуации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.