Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 164

Возможно проведение медицинского освидетельствования в лечебных учреждениях Министерства обороны, здравоохранения в порядке, регламентируемом ст. 181.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказа­тельств проводится с целью исследования объектов биологиче­ского происхождения, следы которых обнаружены при осмотре места происшествия, на транспортном средстве. На предмет определения видовой и групповой принадлежности объектов изучения на экспертизу направляются следы крови, мозгового вещества, иных тканей организма человека, его волос. В прин­ципе возможно проведение идентификационных исследований указанных объектов.

Экспертиза следов-наложений микрочастиц текстильных волокон, красок и других веществ органического и неорганиче­ского происхождения (криминалистическая экспертиза ве­ществ, материалов и изделий из них). Задачей экспертизы является установление факта контактного взаимодействия ча­стей автомобиля и одежды (тела) потерпевшего. При этом устанавливается наличие микрочастиц одного объекта на дру­гом, например волокон ткани одежды потерпевшего на бампе­ре (облицовке радиатора, корпусе фары и т. д.) транспортного средства либо частиц лакокрасочного покрытия кабины (ку­зова) автомобиля на предметах одежды пострадавшего; выяс­няется природа и локализация микрочастиц.

Судебно-товароведческая экспертиза проводится с целью установления материального ущерба, причиненного государст­ву или потерпевшему в результате повреждения транспортно­го средства или каких-либо предметов (часов, одежды и т. д.), а также определения пригодности к дальнейшему использова­нию груза, поврежденного при аварии.

Судебно-трасологические экспертизы. Объектами исследо­ваний являются следы пальцев рук, ног и обуви человека, автомобильных шин, траков гусеничного транспорта, частей разделенных предметов. Для решения задач идентификацион­ного и неидентификационного характера могут проводиться следующие экспертизы:

а) установление целого по частям. В зависимости от меха­низма и характера разделения целого предмета выделяются 2 варианта установления целого по частям. При наличии об­щей линии разделения идентификационный процесс практиче­ски может осуществляться следователем или судом путем осмотра; если относительно результатов совмещения разделен­ных предметов возникнут сомнения, то проводится экспертиза. При отсутствии общей линии разделения к идентификаци­онным признакам относятся полосы производственного или эксплуатационного происхождения, трещины, микротрещины, например, на рассенвателях фар — кованость, полосность, следы полировки матрицы. При этом по делам об аварийных происшествиях эксперт должен выяснить, принадлежит ли единому целому часть рассеивателя фары (кронштейна зерка­ла заднего вида и т. д.), обнаруженная на месте происшествия, и часть стекла правой (левой) фары данного автомобиля;

б) экспертиза следов транспортных средств может прово­диться в форме комплексной криминалистической, трасологической и автотехнической экспертизы или (в ряде случаев) самостоятельно. В этом случае решаются следующие вопросы:

— имеются ли на одежде потерпевшего следы колес авто­мобиля, траков бронетранспортера и т. д.;

— шиной какой модели образован след, обнаруженный на месте происшествия;

— не оставлен ли обнаруженный на месте происшествия след шины одним из колес конкретного автомобиля;

— в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы шин на одежде потерпевшего;

в) дактилоскопическая экспертиза проводится для выясне­ния вопросов:

— не оставлен ли след руки (пальца, ладони), обнаружен­ный на рулевом колесе (рычаге переключения передач, при­борном щите), данным лицом;

— в результате каких действий (касания, захвата и т. д.) оставлены следы рук, ладоней;

г) экспертиза следов ног и обуви (дорожки следов ног):

— обувью какого типа и размера оставлены следы на месте происшествия;

— не оставлены ли следы, обнаруженные на месте проис­шествия, обувью, изъятой у данного лица;

— как передвигался потерпевший (медленным, скорым шагом, бегом) перед наездом на него автомобиля.

Судебно-ботаническая и почвоведческая экспертизы прово­дятся с целью идентификационных исследований растений и почвы с места происшествия и их частиц, которые обнаружены на колесах, крыльях и других частях автомобиля, скрывшего­ся с места происшествия и обнаруженного в ходе розыскных действий.

Проведение ботанической и почвоведческой экспертиз важ­но в процессе доказывания причастности к конкретному про­исшествию водителя и его автомобиля.

Судебно-психологическая экспертиза проводится при воз­никновении сомнений в профессиональной пригодности военного водителя с точки зрения индивидуально-психологических особенностей. С помощью этой экспертизы выясняется:

— каково время скрытной двигательной реакции водителя (с учетом усталости водителя, нахождения его в стрессовой ситуации оно может превышать усредненные 0,8 секунды и до­ходить до 2 секунд);                  г

соответствует ли уровень профессиональных навыков

водителя требованиям возникшей ситуации.

Ситуалогическая экспертиза представляет собой комплекс­ную экспертизу по исследованию места происшествия с целью реконструкции события, дорожной аварии. Она является эф­фективным средством исследования сложных событий, харак­теризующихся участием в них значительного количества тран­спортных средств, наличием нескольких потерпевших. При этом предметом изучения являются вся обстановка места про­исшествия и комплекс следов на нем.


Глава XXIII

РАССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ

ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ ИЛИ ПОДГОТОВКИ К НИМ

§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫЯСНЕНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ

Уголовным законодательством предусмотрена ответствен­ность за нарушение правил полетов или подготовки к ним, относящееся к группе преступлений против порядка эксплуа­тации военной техники. Ответственность лица наступает в том случае, если нарушение повлекло катастрофу или другие тяж­кие последствия.