Возможно проведение медицинского освидетельствования в лечебных учреждениях Министерства обороны, здравоохранения в порядке, регламентируемом ст. 181.
Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств проводится с целью исследования объектов биологического происхождения, следы которых обнаружены при осмотре места происшествия, на транспортном средстве. На предмет определения видовой и групповой принадлежности объектов изучения на экспертизу направляются следы крови, мозгового вещества, иных тканей организма человека, его волос. В принципе возможно проведение идентификационных исследований указанных объектов.
Экспертиза следов-наложений микрочастиц текстильных волокон, красок и других веществ органического и неорганического происхождения (криминалистическая экспертиза веществ, материалов и изделий из них). Задачей экспертизы является установление факта контактного взаимодействия частей автомобиля и одежды (тела) потерпевшего. При этом устанавливается наличие микрочастиц одного объекта на другом, например волокон ткани одежды потерпевшего на бампере (облицовке радиатора, корпусе фары и т. д.) транспортного средства либо частиц лакокрасочного покрытия кабины (кузова) автомобиля на предметах одежды пострадавшего; выясняется природа и локализация микрочастиц.
Судебно-товароведческая экспертиза проводится с целью установления материального ущерба, причиненного государству или потерпевшему в результате повреждения транспортного средства или каких-либо предметов (часов, одежды и т. д.), а также определения пригодности к дальнейшему использованию груза, поврежденного при аварии.
Судебно-трасологические экспертизы. Объектами исследований являются следы пальцев рук, ног и обуви человека, автомобильных шин, траков гусеничного транспорта, частей разделенных предметов. Для решения задач идентификационного и неидентификационного характера могут проводиться следующие экспертизы:
а) установление целого по частям. В зависимости от механизма и характера разделения целого предмета выделяются 2 варианта установления целого по частям. При наличии общей линии разделения идентификационный процесс практически может осуществляться следователем или судом путем осмотра; если относительно результатов совмещения разделенных предметов возникнут сомнения, то проводится экспертиза. При отсутствии общей линии разделения к идентификационным признакам относятся полосы производственного или эксплуатационного происхождения, трещины, микротрещины, например, на рассенвателях фар — кованость, полосность, следы полировки матрицы. При этом по делам об аварийных происшествиях эксперт должен выяснить, принадлежит ли единому целому часть рассеивателя фары (кронштейна зеркала заднего вида и т. д.), обнаруженная на месте происшествия, и часть стекла правой (левой) фары данного автомобиля;
б) экспертиза следов транспортных средств может проводиться в форме комплексной криминалистической, трасологической и автотехнической экспертизы или (в ряде случаев) самостоятельно. В этом случае решаются следующие вопросы:
— имеются ли на одежде потерпевшего следы колес автомобиля, траков бронетранспортера и т. д.;
— шиной какой модели образован след, обнаруженный на месте происшествия;
— не оставлен ли обнаруженный на месте происшествия след шины одним из колес конкретного автомобиля;
— в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы шин на одежде потерпевшего;
в) дактилоскопическая экспертиза проводится для выяснения вопросов:
— не оставлен ли след руки (пальца, ладони), обнаруженный на рулевом колесе (рычаге переключения передач, приборном щите), данным лицом;
— в результате каких действий (касания, захвата и т. д.) оставлены следы рук, ладоней;
г) экспертиза следов ног и обуви (дорожки следов ног):
— обувью какого типа и размера оставлены следы на месте происшествия;
— не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, обувью, изъятой у данного лица;
— как передвигался потерпевший (медленным, скорым шагом, бегом) перед наездом на него автомобиля.
Судебно-ботаническая и почвоведческая экспертизы проводятся с целью идентификационных исследований растений и почвы с места происшествия и их частиц, которые обнаружены на колесах, крыльях и других частях автомобиля, скрывшегося с места происшествия и обнаруженного в ходе розыскных действий.
Проведение ботанической и почвоведческой экспертиз важно в процессе доказывания причастности к конкретному происшествию водителя и его автомобиля.
Судебно-психологическая экспертиза проводится при возникновении сомнений в профессиональной пригодности военного водителя с точки зрения индивидуально-психологических особенностей. С помощью этой экспертизы выясняется:
— каково время скрытной двигательной реакции водителя (с учетом усталости водителя, нахождения его в стрессовой ситуации оно может превышать усредненные 0,8 секунды и доходить до 2 секунд); г
— соответствует ли уровень профессиональных навыков
водителя требованиям возникшей ситуации.
Ситуалогическая экспертиза представляет собой комплексную экспертизу по исследованию места происшествия с целью реконструкции события, дорожной аварии. Она является эффективным средством исследования сложных событий, характеризующихся участием в них значительного количества транспортных средств, наличием нескольких потерпевших. При этом предметом изучения являются вся обстановка места происшествия и комплекс следов на нем.
Глава XXIII
РАССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ
ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ ИЛИ ПОДГОТОВКИ К НИМ
§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫЯСНЕНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ
Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним, относящееся к группе преступлений против порядка эксплуатации военной техники. Ответственность лица наступает в том случае, если нарушение повлекло катастрофу или другие тяжкие последствия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.