Способы хищений различных видов имущества рассматриваются в последующих главах учебника, посвященных вопросам методики расследования хищений продовольствия, денежных средств, вещевого имущества, горюче-смазочных материалов.
Вместе с тем, используя метод обобщения эмпирического материала и исходя из уголовно-правовой классификации (присвоение, растрата, злоупотребление служебным положением), можно назвать наиболее типичные способы совершения хищений военного имущества.
1. Невуалируемое похищение подотчетного имущества, без внесения в учетные документы каких-либо изменений. Такой способ используется в расчете на безнаказанность, на надежду в будущем как-то погасить образовавшуюся недостачу или списать ее по различным основаниям. Способ применяется при хищениях, совершаемых путем растраты имущества или злоупотребления служебным положением.
2. Хищение имущества, излишки которого создаются заранее либо после совершения преступления путем внесения количественных и качественных изменений в документы учета.
Каковы пути создания излишков имущества? Типичными из них являются следующие: а) неоприходование или недооприходование в части поступающего имущества; б) незаконное его списание как якобы израсходованного полностью или частично по плану довольствия личного состава; в) незаконное списание имущества под предлогом порчи (утраты) в результате непредвиденных обстоятельств (пожара, затопления помещения склада водой, кражи посторонними лицами); г) списание имущества по максимальным нормам естественной убыли при хранении на складе; д) списание продукции по несоответствующим раскладке продуктов нормам расхода (например, при приготовлении пищи в столовой).
3. Хищение стороннего имущества, совершенного должностными лицами, которые не имеют прямого отношения к его учету, хранению и расходованию (например, инспектором-ревизором вышестоящей службы тыла, получающим по похищенному в архиве чековому требованию продукты на продовольственном складе воинской части).
Материальные следы хищений при понимании их в широком смысле слова сохраняются прежде всего в бухгалтерских документах учета, формы которых предусмотрены действующим нормативным документом[8]. Поэтому вопрос об определении круга документов, подлежащих выемке, и о последующем исследовании путем документальной ревизии и различных экспертиз (бухгалтерской, криминалистических) приобретает по рассматриваемой категории уголовных дел первостепенное значение.
Материальными следами хищений является также само похищенное имущество, обнаруженное у расхитителя при обыске. К следам, имеющим криминалистическое значение, относятся также сведения об образе жизни расхитителя.
Обстоятельства, подлежащие выяснению и исследованию, определяются в соответствии со ст. 68 УПК. РСФСР, а также с учетом норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за хищение государственного и общественного имущества.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению и исследованию, относятся следующие:
1) имело ли место событие хищения;
2) предмет и объект хищения, размер похищенного;
3) каковы способы совершения хищения и его сокрытия;
4) где совершено хищение, его продолжительность;
5) где находится похищенное имущество;
6) каковы места реализации похищенного имущества (рынок сбыта);
7) кто совершил хищение, состав преступной группы; роль каждого из расхитителей в совершенном преступлении;
8) цели и мотивы преступления;
9) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого;
10) причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
§ 2. ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ И ВЕРСИИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП СЛЕДСТВИЯ
В начальном периоде работы по уголовному делу данной категории могут складываться различные ситуации, практически значимая типизация которых осуществляется по характеру источника информации и степени осведомленности подозреваемого относительно обстоятельств, связанных с расследованием преступления.
Наиболее распространенной, в особенности при хищениях денежных средств, является ситуация, при которой первичная информация о признаках преступления содержится в материалах документальной ревизии деятельности той или иной службы тыла воинской части, плановых и внезапных проверок, проводимых командованием и внутренними проверочными комиссиями в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Такая обстановка для следователя в некоторой степени является благоприятной, так как в его распоряжении находятся официальные письменные документы со сведениями о фактах, содержащих признаки преступления, и о лицах, причастных к хищениям имущества. Наряду с этим осведомленность подозреваемого о характере происходящих событий создает предпосылки (правда не всегда реализуемые) для принятия с его стороны мер по сокрытию следов преступления путем уничтожения или подделки документов, запрятывания имущества и ценностей, воздействия на свидетелей с целью формирования либо изменения их показаний в пользу расхитителя. Содержание действий следователя и очередность их проведения на начальном этапе в рассматриваемой ситуации обусловлены обстановкой и могут быть представлены в виде криминалистического алгоритма, включающего следующие элементы:
1) изучение акта документальной ревизии с целью проверки достоверности выводов ревизора;
2) допрос ревизора или лица, осуществляющего проверку, по вопросам методики проведения ревизии или проверки;
3) допрос материально ответственных лиц, их сослуживцев;
4) выемка и осмотр бухгалтерских и иных документов;
5) производство обысков в квартирах и в служебных помещениях подозреваемых;
6) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию подозреваемых, прослушивание и звукозапись телефонных переговоров подозреваемого;
7) осмотр складских помещений.
Другая типичная ситуация начального периода расследования хищений государственного имущества характеризуется тем, что в прокуратуру поступает недокументированная и непроверенная информация о готовящемся или уже совершенном преступлении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.