Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 158

б) подготовка технических средств криминалистики для обнаружения, закрепления, предварительного исследования, изъятия и сохранения следов и вещественных доказательств. Для этого прежде всего используются возможности передвижной криминалистической лаборатории, укомплектованной необ­ходимыми техническими средствами. Кроме того, в ходе осмот­ра может применяться видеозаписывающая аппаратура, геоде­зические приборы (например, буссоль типа ПАБ-2, теодолит ТТ-3, эклиметр) для измерения углов на дорожном участке, тепловые аэродромные машины для растапливания снега в период снегопада с целью поиска следов происшествия на грунте, портативные эхолоты, гидролокаторы для измерения глубины водоема и обнаружения на его дне машин, затонувших при переправе по льду или на пароме, а также другие научно-тех­нические средства[41].

Для участия в данном следственном действии в зависимо­сти от ситуации могут быть приглашены специалисты в обла­сти автотехники, криминалистики, судебной медицины, геоде­зии, видеосъемки, подводных исследований. Как отмечалось выше, целесообразен выезд на осмотр прокурорско-следственной группы.

По прибытии на место происшествия руководитель группы убеждается в том, что его указания (или указания следовате­ля) выполнены, выясняет у работников ГАИ, ВАИ, представи­телей командования части и очевидцев обстоятельства проис­шествия, получает данные для организации розыска скрывше­гося водителя, истребует водительские документы, уточняет характер изменения обстановки на месте происшествия с мо­мента его совершения.

Следователь приступает к осмотру места происшествия, используя в ходе его весь арсенал технических средств, такти­ческих приемов и методов криминалистики.

Объектами осмотра являются: 1) местность, прилегающая к месту ДТП; 2) дорога; 3) транспортные средства; 4) труп.

Последовательность осмотра определяется ситуацией, сло­жившейся на данный момент; если на месте катастрофы нахо­дится труп пострадавшего, целесообразно начать с него, с тем чтобы психологически обеспечить работу следственной группы и сосредоточить внимание на других объектах.

Осмотр прилегающей местности проводится с целью ориен­тирования места ДТП в окружающей обстановке относительно ближайших километрового указателя, населенного пункта, ка­кого-либо объекта, а также определения границ осмотра, раз­мер которых зависит от конкретных условий и ситуации раз­вития события. Так, при столкновении транспортных средств на перекрестке дорог осмотру подлежат помимо самого пере­крестка .подъезды к нему, разметка на проезжей части, дорож­ные знаки. При заносе или опрокидывании автомобиля на кру­том повороте осматривается участок дороги по протяженности, позволяющей установить радиус ее закругления. Минимальная протяженность участка дороги, подлежащего осмотру, практи­чески в любой ситуации составляет, как правило, 300—400 м (200—300 м до места происшествия и около 100 м вперед по ходу движения). В число осматриваемых включаются и объ­екты, находящиеся за пределами проезжей части: кювет, обрез, прилегающая местность, деревья, здания, дорожные огражде­ния, на которых могут быть обнаружены следы транспортного средства, водителя. При осмотре места затопления танка во время форсирования водной преграды в протоколе необходимо зафиксировать оборудование входов и выходов из воды, ха­рактер обозначения маршрута переправы.

На этом этапе производится ориентирующая фотосъемка места происшествия.

Осмотр дороги включает в себя обзорное, узловое и деталь­ное исследования проезжей части, краевой полосы, обочины, кювета, обреза, следов, оставленных транспортным средством, водителем, потерпевшим. При этом в протоколе фиксируются:

а) сведения о дороге; размеры ее элементов, профиль пути (спуск, поворот, горизонтальная прямая), характер покрытия и состояние проезжей части (асфальтовое, грунтовое, сухая, гололед, снег со льдом), наличие или отсутствие дорожной раз­метки, знаков, светофоров, пешеходного перехода, остановок общественного транспорта, тоннеля, моста. В ряде случаев, например в ситуации опрокидывания автомобиля, возникает необходимость измерения поперечного и продольного уклонов дороги или радиуса поворота. Эти измерения целесообразно поручать специалисту, который использует специальные геоде­зические приборы. Кроме того, сведения подобного характера могут быть получены из паспорта участка дороги, хранящегося в дорожно-эксплуатационной организации. По уголовным де­лам о нарушениях правил вождения боевой техники при фор­сировании водной преграды, повлекших остановку ее под во­дой, осматривается дно преодолеваемой преграды, фиксируется ее профиль, характер препятствия на месте остановки танка;

б) сведения об условиях, обеспечивающих водителю види­мость по ходу движения автомобиля: наличие лесопосадок, забора, рекламных плакатов и других препятствий, ограничи­вающих обзорность дороги и прилегающих к ней участков;

наличие или отсутствие осветительных приборов, состояние метеоусловий на момент осмотра;

в) сведения о следах, оставленных транспортным средст­вом: следах-отображениях рисунка протектора при вращении колес, при их торможении («юзе»), кожуха редуктора заднего моста, карданного зала, следах волочения потерпевшего, сле­дах-веществах (кровь, горюче-смазочные материалы, куски грунта, осыпавшиеся из-под крыльев в момент удара, и т. п.), следах-предметах (детали автомобиля, груза из его кузова, осколки стекол, ободки фар и т. п.).

Особенно важно исследовать при осмотре тормозной след, что позволит правильно определить скорость движения-авто­мобиля перед началом торможения, размер полного остановочного пути, скорость отбрасывания тела потерпевшего: по ха­рактеру следа, оставленного колесам автомобиля, можно уста­новить ряд обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Четкий след качения колес, пере­ходящий в аморфный, смазанный след блокированных- колес, свидетельствует об исправности тормозной системы автомоби­ля и том, что ^резкому торможению водитель прибегнул не сразу по 'мере обнаружения опасности для движения. Специ­фичен след, оставленный шинами со сниженными давлением.