Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 156

Идеальными источниками информации о преступлении можно назвать показания водителя и старшего автомобиля, его пассажиров, потерпевшего, свидетелей-очевидцев, других свидетелей.

Основными причинами дорожно-транспортных происшест­вий и преступлений, совершаемых водителями-военнослужащи­ми, являются:

1) нарушения правил дорожного движения, а также прие­мов управления и эксплуатации машин как следствие невысо­кой профессиональной надежности водителя;

2) неудовлетворительное техническое состояние автомо­биля;

3) недисциплинированность пешеходов, подчас являющая­ся главной и единственной причиной возникновения аварийной обстановки на дороге;

4) неблагоприятные дорожные условия (ямы, канализа­ционные люки на дороге, отсутствие предупреждающих знаков о ремонтных работах, поворотах и т. д.);

5) недостатки в области транспортной эргономики, неудов­летворительная организация движения (отсутствие светофора на сложном перекрестке, разметки на дорожном полотне, зна­ков и т. д.);

6) неправильное размещение или крепление грузов в ку­зове автомобиля.

Обстоятельства, подлежащие выяснению и исследованию по делам о дорожно-транспортных преступлениях:

а) где, когда, с какой машиной (ее принадлежность) про­изошло происшествие;

б) при каких обстоятельствах, в какой дорожной обста­новке имело место происшествие, механизм его протекания;

в) было ли нарушение правил дорожного движения или эксплуатации машин, если да, то какие именно правила нару­шил водитель;

г) кто допустил нарушение правил вождения или эксплуа­тации машин, его служебная и профессиональная характери­стика;

д) в чем выражается виновность лица, совершившего пре­ступление (форма умысла, мотивы и цели нарушений правил движения или эксплуатации);

е) какие последствия наступили в результате происше­ствия;

ж) имеется ли причинная связь между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступившими последст­виями;

з) каковы обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также влияющие на степень и характер ответ­ственности обвиняемого.

§ 2. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА НАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Следственные ситуации, складывающиеся на первоначаль­ном этапе расследования данного вида преступлений, могут быть типизированы последующим основаниям:

1. По характеру источников поступающей в военную про­куратуру исходной информации о происшествии:

а) непосредственные сообщения граждан (свидетелей, по­терпевших, водителей), командования воинской части, работ­ников военной комендатуры, государственной или военной автомобильных инспекций. Такие сообщения поступают по телефону, телеграфу либо путем личного обращения в проку­ратуру. Командир воинской части, как орган дознания, работ­ники ВАИ и ГАИ в случае получения ими сведений о происше­ствии помимо доклада в прокуратуру обязаны принять соот­ветствующие меры, направленные на выяснение обстоятельств события, установление очевидцев (осмотр места происшествия, обеспечение сохранности обстановки до прибытия следователя, опрос свидетелей, оказание медицинской помощи пострадав­шим);

б) поступление в военную прокуратуру материалов адми­нистративного расследования дорожно-транспортного про­исшествия. Документы могут поступать из ВАИ гарнизона, а также от командования воинской части. Такая ситуация ха­рактерна для тех случаев, когда гибель людей в результате происшествия неочевидна и должностными лицами воинской части, ВАИ сразу не дается надлежащая оценка наступившим последствиям, им трудно определить, имеется ли в действиях субъекта состав какого-либо преступления; подчас мотивом несвоевременного доклада является намерение скрыть факт события. В связи с этим информация о происшествии может поступить и по истечении определенного, даже весьма продол­жительного времени. Это, естественно, затрудняет работу сле­дователя по собиранию доказательств совершенного преступ­ления.

Материалы о дорожном происшествии направляются и из органов государственной автомобильной инспекции.

2. По времени, истекшему с момента дорожно-транспортно­го происшествия:

а) благоприятная ситуация. Таковая с точки зрения воз­можности получения криминалистически значимой информации и доказательств имеет  место тогда, когда сигнал об аварии поступает в военную прокуратуру сразу после ее со­вершения;

б) неблагоприятная ситуация. Она характеризуется исте­чением значительного времени с момента события: информация о нем может поступить следователю через несколько суток, недель и даже месяцев после происшествия.

3. По месту нахождения водителя и транспортного сред­ства:

а) водитель, совершивший происшествие, и управляемый им автомобиль находятся на месте события;

б) водитель на автомобиле скрылся с места происшествия;

в) водитель скрылся, оставив на месте события автомо­биль.

Эффективность расследования дорожно-транспортных пре­ступлений в значительной степени зависит от того, насколько следователь учтет при планировании работы по уголовному делу типичные версии о событии или отдельных его обстоятель­ствах.

К общим типичным версиям о причинах катастрофы или аварии по делам данной категории относятся следующие пред­положения:

1) происшествие совершено водителем транспортного сред­ства в результате нарушений им правил безопасности дви­жения;

2) причиной происшествия явилась личная грубая неосто­рожность, допущенная пострадавшим;

3) событие обусловлено технической неисправностью авто­мобиля;

4) происшествие инсценировано с целью сокрытия другого преступления, например убийства;

5) имело место стечение обстоятельств, которые исключа­ют вину водителя и пострадавшего (землетрясение, оползни грунта и т. д.).

При планировании расследования следует учитывать и частные версии, которые, как и общие, вытекают из крими­налистической характеристики преступления и касаются объ­ективной и субъективной стороны, объекта и субъекта деяния. Характер следственных и розыскных версий по конкретному уголовному делу обуславливается, кроме того, объемом инфор­мации по делу, полученной в результате выполнения первона­чальных следственных действий.