Идеальными источниками информации о преступлении можно назвать показания водителя и старшего автомобиля, его пассажиров, потерпевшего, свидетелей-очевидцев, других свидетелей.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий и преступлений, совершаемых водителями-военнослужащими, являются:
1) нарушения правил дорожного движения, а также приемов управления и эксплуатации машин как следствие невысокой профессиональной надежности водителя;
2) неудовлетворительное техническое состояние автомобиля;
3) недисциплинированность пешеходов, подчас являющаяся главной и единственной причиной возникновения аварийной обстановки на дороге;
4) неблагоприятные дорожные условия (ямы, канализационные люки на дороге, отсутствие предупреждающих знаков о ремонтных работах, поворотах и т. д.);
5) недостатки в области транспортной эргономики, неудовлетворительная организация движения (отсутствие светофора на сложном перекрестке, разметки на дорожном полотне, знаков и т. д.);
6) неправильное размещение или крепление грузов в кузове автомобиля.
Обстоятельства, подлежащие выяснению и исследованию по делам о дорожно-транспортных преступлениях:
а) где, когда, с какой машиной (ее принадлежность) произошло происшествие;
б) при каких обстоятельствах, в какой дорожной обстановке имело место происшествие, механизм его протекания;
в) было ли нарушение правил дорожного движения или эксплуатации машин, если да, то какие именно правила нарушил водитель;
г) кто допустил нарушение правил вождения или эксплуатации машин, его служебная и профессиональная характеристика;
д) в чем выражается виновность лица, совершившего преступление (форма умысла, мотивы и цели нарушений правил движения или эксплуатации);
е) какие последствия наступили в результате происшествия;
ж) имеется ли причинная связь между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступившими последствиями;
з) каковы обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого.
§ 2. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА НАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования данного вида преступлений, могут быть типизированы последующим основаниям:
1. По характеру источников поступающей в военную прокуратуру исходной информации о происшествии:
а) непосредственные сообщения граждан (свидетелей, потерпевших, водителей), командования воинской части, работников военной комендатуры, государственной или военной автомобильных инспекций. Такие сообщения поступают по телефону, телеграфу либо путем личного обращения в прокуратуру. Командир воинской части, как орган дознания, работники ВАИ и ГАИ в случае получения ими сведений о происшествии помимо доклада в прокуратуру обязаны принять соответствующие меры, направленные на выяснение обстоятельств события, установление очевидцев (осмотр места происшествия, обеспечение сохранности обстановки до прибытия следователя, опрос свидетелей, оказание медицинской помощи пострадавшим);
б) поступление в военную прокуратуру материалов административного расследования дорожно-транспортного происшествия. Документы могут поступать из ВАИ гарнизона, а также от командования воинской части. Такая ситуация характерна для тех случаев, когда гибель людей в результате происшествия неочевидна и должностными лицами воинской части, ВАИ сразу не дается надлежащая оценка наступившим последствиям, им трудно определить, имеется ли в действиях субъекта состав какого-либо преступления; подчас мотивом несвоевременного доклада является намерение скрыть факт события. В связи с этим информация о происшествии может поступить и по истечении определенного, даже весьма продолжительного времени. Это, естественно, затрудняет работу следователя по собиранию доказательств совершенного преступления.
Материалы о дорожном происшествии направляются и из органов государственной автомобильной инспекции.
2. По времени, истекшему с момента дорожно-транспортного происшествия:
а) благоприятная ситуация. Таковая с точки зрения возможности получения криминалистически значимой информации и доказательств имеет место тогда, когда сигнал об аварии поступает в военную прокуратуру сразу после ее совершения;
б) неблагоприятная ситуация. Она характеризуется истечением значительного времени с момента события: информация о нем может поступить следователю через несколько суток, недель и даже месяцев после происшествия.
3. По месту нахождения водителя и транспортного средства:
а) водитель, совершивший происшествие, и управляемый им автомобиль находятся на месте события;
б) водитель на автомобиле скрылся с места происшествия;
в) водитель скрылся, оставив на месте события автомобиль.
Эффективность расследования дорожно-транспортных преступлений в значительной степени зависит от того, насколько следователь учтет при планировании работы по уголовному делу типичные версии о событии или отдельных его обстоятельствах.
К общим типичным версиям о причинах катастрофы или аварии по делам данной категории относятся следующие предположения:
1) происшествие совершено водителем транспортного средства в результате нарушений им правил безопасности движения;
2) причиной происшествия явилась личная грубая неосторожность, допущенная пострадавшим;
3) событие обусловлено технической неисправностью автомобиля;
4) происшествие инсценировано с целью сокрытия другого преступления, например убийства;
5) имело место стечение обстоятельств, которые исключают вину водителя и пострадавшего (землетрясение, оползни грунта и т. д.).
При планировании расследования следует учитывать и частные версии, которые, как и общие, вытекают из криминалистической характеристики преступления и касаются объективной и субъективной стороны, объекта и субъекта деяния. Характер следственных и розыскных версий по конкретному уголовному делу обуславливается, кроме того, объемом информации по делу, полученной в результате выполнения первоначальных следственных действий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.