г) обстановка на месте происшествия после аварии: взаимное расположение автомобилей, потерпевшего, следы происшествия, действия водителя, иных лиц по оказанию помощи потерпевшему, изменению обстановки.
До получения заключения эксперта-автотехника следователь, располагая информацией, полученной при осмотре места происшествия, и используя апробированные практикой несложные расчеты, имеет возможность получить предварительные данные относительно некоторых обстоятельств происшествия, что позволит ему более предметно вести допрос водителя; особенно это важно в ситуации, когда допрашиваемый дает неверные показания.
Скорость движения автомобиля перед торможением может быть вычислена по формуле:
V=Ö(254xSxf) , где
V—скорость движения автомобиля;
S —длина тормозного пути в метрах;
f — коэффициент продольного сцепления с поверхностью дороги: в зависимости от качества и состояния дорожного покрытия и протектора шин он меняется в пределах от 0,05 (при гололедице) до 0,8 (сухая асфальтированная дорога). Данные о коэффициенте приводятся в специальных таблицах[44] и уточняются следственным либо экспертным путем в ходе расследования конкретного ДТП.
Можно определить предварительно и полный остановочный путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности для движения до полной остановки:
Sост.=(t1+t2)V/36+(Kэ x V x V)/(254 x f), где
Sост. - величина остановочного пути;
t1 - путь, проходимый за время реакция водителя на опасную ситуацию (в расчетах время принимают равным 0,8 сек);
t2 — путь, проходимый за время срабатывания привода тормоза (для пневматических тормозов оно равно 0,6— 0,8 сек, для гидравлических — 0,2 — 0,4 сек);
Kэ — коэффициент эксплуатации (для грузового автомобиля— 1,4, для легкового— 1,0);
V— скорость движения автомобиля;
f — коэффициент продольного оцепления с поверхностью дорога.
При допросе должностного лица, назначенного приказом командира части старшим автомашины, выясняются обстоятельства, предшествовавшие происшествию и характеризующие развитие события в его динамике (см. допрос водителя).
Кроме того, перед ним следует поставить вопросы, связанные с выполнением им самим обязанностей старшего машины, определенных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил СССР и Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ.
Допросы свидетелей—очевидцев происшествия, потерпевшего предполагают получение ответов на вопросы, которые по своей направленности могут быть сведены в четыре группы. Формулируя вопросы, относящиеся к первой группе, следователь выясняет условия, при которых очевидец наблюдал событие (место его нахождения, состояние зрения, слуха, условия освещенности); вторая группа вопросов направлена на установление действия потерпевшего в их динамике (направление к характер передвижения, процесс наезда на него, развитие события после наезда); третья группа—установление характера действий водителя и движения управляемого им транспортного средства (направление и скорость движения, что предпринимал водитель до наезда и после него, кто находился за рулем автомобиля, если водитель скрылся с места происшествия па машине, то ее приметы); четвертая группа вопросов направлена на установление механизма происшествия (расположения машин, потерпевшего в момент столкновения, наезда, характера их перемещения в процессе развития события).
Допрос должностных и иных лиц воинской части, ответственных за эксплуатацию техники и выпуск ее из автопарка. В ходе допроса выясняются следующие вопросы: принадлежность автомобиля, его техническое состояние, особенно перед выездом из парка, задачи поездки, состав команды, данные, характеризующие личность водителя и старшего машины, их состояние перед выездом и по возвращении в парк, содержание объяснений о случившемся, характер и объем ремонтных работ, производимых на данном автомобиле после происшествия.
Допросы иных лиц— сослуживцев водителя и старшего машины, родственников и знакомых потерпевшего, медицинских работников, а также—при необходимости—инспекторов ГАИ и ВАИ, понятых, принимавших участие в осмотре места происшествия.
В зависимости от категории допрашиваемых лиц у них выясняются вопросы, касающиеся личностей водителя, старшего машины, потерпевшего, объяснения последних относительно обстоятельств происшествия; участники осмотра места происшествия могут быть допрошены в связи с сомнениями, возникшими у следователя при ознакомлении с протоколом осмотра, составленным работниками ГАИ и ВАИ.
5. Осмотр документов. Сведения, имеющие значение для выяснения технического состояния автомобиля, порядка его эксплуатации и организации конкретного рейса, данных о личности водителя, старшего машины и других обстоятельствах, имеющих значение для правильного расследования уголовного дела, содержатся в документах, которые должны быть осмотрены и при необходимости приобщены к материалам дела.
Информация такого характера содержится в ряде документов, оформляемых и находящихся в различных службах и подразделениях воинской части:
а) в автомобильном парке воинской части, его контрольно-техническом пункте:
— журнал выхода транспорта в рейс;
— журнал инструктажей водителей;
б) в бухгалтерии автотракторной службы воинской части:
— журнал регистрации путевых листов;
— путевые листы;
— заявки на транспорт;
— заявки на ремонт автомобилей;
— журнал регистрации ремонтных работ;
в) в строевой части:
— приказы командира части о назначении определенного лица на должность водителя, о допуске в качестве старшего машины;
— приказ о выполнении задачи, связанной с использованием данного автомобиля;
— приказ командира части, изданный в связи с конкретным дорожно-транспортным происшествием;
г) документы, находящиеся у водителя автомобиля:
— водительское удостоверение;
— технический паспорт автомобиля;
— путевой лист;
д) информация об истинных обстоятельствах дорожного события, его участниках, а также о характере наступивших последствий может содержаться в медицинских документах, составляемых работниками учреждений, в которых потерпевшему оказывалась медицинская помощь. К таким документам относятся история болезни, карта амбулаторного больного, медицинская книжка;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.