Кроме того, рассматриваемая следственная ситуация может иметь несколько подвидов, которые определяются полнотой установления в ходе ревизии способов хищений, использовавшихся преступниками, а также выявлением конкретных лиц, виновных в хищении. При этом возможны варианты, когда ревизией могут быть установлены все лица, виновные в совершении преступления, и все способы хищения, с помощью которых было похищено недостающее имущество, либо когда установлено только несколько эпизодов хищения и не ясна причина недостачи остального имущества, или когда после проведения ревизии вообще не выявлены способы хищения вещевого имущества, а следовательно, не ясна причина образования его недостачи.
Учитывая данные обстоятельства, следователь при планировании расследования хищений вещевого имущества должен проверить либо только одну какую-то конкретную версию, либо все типичные общие версии.
При планировании такой работы следует предусмотреть проверку версий о возможном совершении преступлений по совокупности, в случае если установлено, что вещевое имущество похищалось также в совокупности с совершением должностных подлогов, дачей и получением взяток.
Поскольку задачи, стоящие перед следователем, общие и частные версии по делам о хищениях имущества, совершаемых должностными лицами разных служб, а также рассматриваемая первая исходная следственная ситуация типичны, программа действий следователя при расследовании хищений рассматриваемого вида полностью совпадает с изложенной в главе X.
Вторая исходная следственная ситуация характеризуется тем, что уголовное дело возбуждается после поступления в военную прокуратуру сигнала о совершенном преступлении. Подвиды этой ситуации полностью зависят от характера и полноты поступившей первоначальной информации. Во-первых, при условии, что в поступившей информации содержатся данные о конкретных лицах, совершивших преступление, и о способах хищения либо данные о месте нахождения похищенного; во-вторых, при условии, что поступившие сведения дают достаточно оснований предполагать совершение хищения вещевого имущества в конкретной воинской части, однако пет конкретных сведений ни о лицах, к нему причастных, ни о способах хищения, которые они используют, ни о месте сбыта похищенного.
Таким образом, для второй следственной ситуации решающим фактором, влияющим на избрание тактики расследования, является то, что в первом ее подвиде преступник может не знать о наличии у правоохранительных органов сведений о совершенном либо готовящемся их хищении, а во втором—то, что на принятие решения о возбуждении уголовного дела влияет оценочное понятие, то есть достаточность данных о совершении преступления. Таким образом, при принятии решения существенное значение имеет внезапность и одновременность проведения первоначальных следственных и иных действий, приобретающих характер неотложных. Очень важно в этом случае сразу обнаружить похищенное имущество, деньги, ценности, сберегательные книжки; имущество, нажитое преступным путем; подготовленные к хищению излишки имущества, различные черновые и неофициальные записи, относящиеся к преступным сделкам; документы, которые преступники изъяли, но не успели уничтожить, или остатки частично уничтоженных документов.
Кроме того, на этом этапе необходимо зафиксировать количество хранящегося на складе имущества, для чего следует опечатать склад и временно прекратить на нем работу, назначив инвентаризацию.
Типичность второй следственной ситуации для расследования хищений, совершенных должностными лицами, программы действий, изложенной для этой ситуации в главе X, не требует отдельного ее рассмотрения, так как она полностью подходит для планирования следствия.
Во второй следственной ситуации может сложиться такая обстановка, когда следствие не располагает достаточными данными для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
В связи с этим обстоятельством следователь может провести проверку с целью получения сведений, подтверждающих наличие признаков хищения, а также иных обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
При необходимости организации ревизии до возбуждения уголовного дела прокурор, руководствуясь Положением о военной прокуратуре, направляет свое требование о производстве ревизии в соответствующую организацию.
Если ревизия еще не закончена, но в ходе ее получены достаточные данные о совершении хищения должностными лицами вещевой службы, то следователь вправе, не дожидаясь ее окончания, возбудить уголовное дело.
Кроме того, проведение проверок по изложенным выше основаниям возможно и в первой, а в отдельных случаях—и во второй следственной ситуации. Однако проводимая проверка ни в коем случае не должна затягиваться.
§ 3. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИИ
Расследование хищений, совершаемых должностными лицами, бывает успешным только в тех случаях, когда следователь тщательно планирует каждое следственное действие. Эффективность его работы во многом зависит от того, насколько ему удалось в ходе конкретного следственного действия проверить каждую из выдвинутых им версий. При этом некоторые следственные действия приобретают характер неотложных, ибо несвоевременное их проведение может явиться причиной утраты важных доказательств. При их планировании особую значимость приобретает предварительный анализ материалов дела, а также знание следователем криминалистической характеристики преступления, позволяющие охватить все типичные версии и тем самым избежать повторного проведения одних и тех же следственных действий, что бесспорно сказывается на оперативности следствия.
Одним из важных следственных действий при расследовании хищений, совершенных должностными лицами, являются различные осмотры. Это обусловлено тем, что преступники в целях сокрытия совершенного хищения нередко прибегают к инсценировкам краж, устраивают поджоги имущества. Кроме того, довольно часто в ходе расследования хищений, совершаемых' должностными лицами, выявляются случаи совершения краж со складов посторонними лицами. Поэтому осмотр места происшествия не только обязателен, но и является ключевым следственным действием по проверке версий о краже имущества, инсценировке кражи или пожара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.