Подчас ревизор не в полной мере представляет себе задачи, стоящие перед следователем. Поэтому следователь при составлении ревизорам плана работы акцентирует их внимание на важном с точки зрения криминалистики разделе акта— «Учет и отчетность». При этом изложение материала не может быть произвольным, оно должно содержать ответы на поставленные вопросы, наиболее типичными из которых являются следующие:
1) все ли имущество, направленное и поступившее в службу воинской части, получено и оприходовано по книгам учета;
при этом проверка должна осуществляться сплошным методом;
2) в установленном ли порядке, правильно ли расходовались и израсходованы материальные ценности в воинской части;
3) имеются ли в службе обеспечения (на складе) воинской части недостача или излишки имущества, если да, то какими документами это подтверждается и кто из должностных лиц (дифференцированно) ответствен за их образование.
Помимо общих вопросов, направленных на проверку всей деятельности службы, могут ставиться конкретизирующие и дополнительные вопросы. В случае когда следователю известны определенные обстоятельства преступления, возможна конкретизация задания и постановка вопроса по отдельному эпизоду хищения с целью быстрой документальной проверки в ходе ревизии.
Кроме того, перед ревизором следует поставить задачу осуществления логического анализа документов, которая ведомственными актами не предусмотрена, но вытекает из потребностей следственной практики. Для этого необходимо сопоставить деятельность предыдущего начальника службы обеспечения части с работой должностного лица, исполняющего эти обязанности в изучаемый период времени, исследовать документы, проведенные по данным учета в периоды, непосредственно предшествующие ревизиям, проверкам; установить негативные обстоятельства, вызванные логическими противоречиями в содержании и форме сопоставляемых взаимосвязанных документов, а также сгруппировать документы, содержание которых противоречит порядку совершения или отражения в учете операций с имуществом.
Сопоставление документов путем их логического анализа позволит ревизору выявить корреляционные зависимости, представляющие интерес с точки зрения процесса раскрытия и расследования преступления. К таким зависимостям можно отнести взаимосвязь документов различных служб части, документов, отражающих операции с имуществом в органах обеспечения разных воинских частей и даже округов (например, горюче-смазочными материалами и продуктами при обеспечении ими авиационных перелетов), зависимость соотношения имущества и тары, связи в схеме «продукция — отходы», «транспорт — имущество».
В большинстве случаев следователь, как и при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, обеспечивает ревизора всей необходимой документацией, рекомендации по изъятию которой приведены в предыдущем разделе настоящей главы.
Результативность и эффективность ревизии зависит и от решения организационных вопросов, степени и качества взаимодействия следователя и ревизора. По сложным многоэпизодным делам о хищениях имущества целесообразно постоянное участие одного из следователей группы в работе, связанной с проведением ревизии. Следователь знакомится с методикой исследования, имеет возможность быстро проверить следственным путем выявленные ревизором факты нарушений установленного порядка проведения операций с имуществом, а также заявления подозреваемого относительно этих фактов.
Следователь консультируется с ревизором по вопросам, для решения которых требуются специальные познания, привлекает его в качестве специалиста к допросам обвиняемого.
В некоторых случаях возможно истребование промежуточных актов ревизора с выводами по отдельным периодам работы должностного лица либо по отдельным операциям ситуационного характера. Такая необходимость возникает, если исследуется значительное количество эпизодов хищении, совершаемых в течение продолжительного времени.
При неустановлении момента начала хищений должностным лицом в период исполнения им обязанностей обревизовываемой службе длительное время допускается постановка ревизору задачи проведения проверочных действий в обратном по времени направлении: от последних эпизодов хищений к эпизодам, имевшим место раньше. В некоторых случаях этот порядок работы позволяет активизировать расследование по выявленным эпизодам преступной деятельности.
Оценка акта ревизии, особенно в ситуации проведения ее до возбуждения уголовного дела и при отсутствии надлежащего взаимодействия между следователем и ревизором, имеет важное значение и осуществляется по следующим параметрам (метод «фильтрации» данных):
1) личностные и профессиональные характеристики ревизора (он должен иметь специальное образование и опыт работы в должности, являться лицом, компетентным в области обеспечения воинской части тем видом имущества, хищения которого расследуются, и, наконец, не быть заинтересованным в исходе дела);
2) научная и методическая база исследования (в ходе ревизии должны быть соблюдены порядок предварительного обеспечения ревизионной работы, последовательность и правила обревизовывания служб, установленные соответствующими актами);
3) полнота и объективность ревизии (акт должен содержать указания на конкретные недочеты со ссылкой на факты, документы, нормативные акты, требования которых нарушены, с перечислением лиц, допустивших нарушения должностных обязанностей; в акте должны содержаться четкие выводы, вытекающие из фактов, либо конкретные ответы на вопросы, поставленные перед ревизором в постановлении следователя).
Надлежаще оформленный акт должен быть подписан ревизором, председателем внутренней проверочной комиссии, командиром части, его заместителем по тылу, начальником службы обеспечения и иметь в качестве приложений сличительные ведомости, письменные объяснения должностных лиц, подлинные документы, содержащие признаки противоправных деяний.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.