Розыскные и оперативно-розыскные мероприятия с использованием сил, средств и возможностей органов внутренних дел, безопасности, пограничной охраны и военной комендатуры реализуются в пределах компетенции этих органов, как правило, в рамках типовых оперативных планов действий следственно-оперативных групп в следующих формах:
1) блокирование места преступления;
2) преследование преступника в направлении его удаления, в том числе с использованием служебно-розыскной собаки;
3) организация наружного наблюдения на железнодорожном, автобусном вокзалах, пристани, в аэропорту;
4) обследование помещений зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
5) организация засады у места обнаружения похищенных ценностей;
6) опрос граждан;
7) наведение справок в различных учреждениях;
8) информирование органов милиции и комендатуры по пути предполагаемого следования преступника;
9) проведение проверок в камерах хранения личных вещей, в торговых предприятиях на предмет выявления похищенного имущества;
10) проверка лиц, задержанных вскоре после расследуемого преступления и содержащихся в изоляторе временного содержания, военной комендатуре, медицинском вытрезвителе;
11) проверка по местным криминалистическим учетам органа внутренних дел на предмет установления лиц, склонных к правонарушениям, ведущих антиобщественный, аморальный образ жизни, совершающих преступления аналогичным способом;
12) изучение уголовных дел (находящихся в производстве следователей милиции, прекращенных и приостановленных за неустановлением обвиняемого), возбужденных в связи с преступлениями против личности;
13) использование возможностей криминалистических учетов оружия, гильз, пуль, похищенного имущества;
При наличии информации о причастности к совершению грабежа или разбоя военнослужащих следователь военной прокуратуры, решая задачи розыска, привлекает к поисковой работе армейские и флотские органы дознания, используя для этого силы, средства и возможности командования воинских частей. При этом применяются следующие формы:
1) информирование командиров воинских частей об обстоятельствах совершенного преступления, приметах нападавших и постановка задач на предмет выявления военнослужащих, которые могли в установленное время совершить преступление. С целью последующей проверки командиру предлагается подготовить списки лиц, находившихся в увольнении, краткосрочной служебной командировке, на лечении в медицинских учреждениях, в отпуске, выполнявших служебные и общественные задачи в условиях ослабленного контроля за ними со стороны командиров подразделений, определяется также круг военнослужащих, склонных к правонарушениям по своим характерологическим чертам, внешним проявлениям поведения;
2) опрос и допросы лиц суточного наряда, военнослужащих, находившихся вне расположения подразделений в связи с выполнением различных обязанностей по службе;
3) выявление военнослужащих, употреблявших накануне спиртные напитки, имеющих телесные повреждения, которые они могли получить при совершении преступления. Задача может быть решена в ходе утреннего или медицинского осмотров, в процессе банного обслуживания подразделения;
4) розыск похищенных ценностей и имущества в помещениях и на территории воинской части.
Через командование частей, командиров и органы местного военного управления устанавливаются и проверяются на причастность к совершению преступления военнослужащие, прибывшие в отпуск, увольнявшиеся в запас, а также входящие в состав команд и подразделений, временно находящихся на территории гарнизона.
4. Выемка и осмотр одежды потерпевшего и подозреваемого. Криминалистическое значение предметов одежды потерпевшего и подозреваемого заключается в том, что они являются носителями информации о событии, механизме преступления, о личности его участников. Так, на предметах одежды могут быть обнаружены следы борьбы в виде механических повреждений, объектов биологического происхождения, подтверждающие версию о разбое.
На одежде потерпевшего возможно наличие следов преступника в виде волокон тка1ни его одежды, выпавших или вырванных волос.
Предметы одежды потерпевшего и подозреваемого используются при дальнейших экспертных исследованиях с целью идентификации личности по запаху, орудию нападения (например, ножа), по волокнам ткани одежды потерпевшего, а также для сопоставления повреждений на одежде и теле потерпевшего. Исследованию подлежит микросреда кармана одежды преступника, в котором возможно хранилось выброшенное им орудие нападения.
На манжете рукава куртки или пиджака нападавшего, применявшего огнестрельное оружие, остаются следы выстрела в виде копоти.
5. Освидетельствование и судебно-медицинское исследование потерпевшего и подозреваемого. Освидетельствование потерпевшего и подозреваемого проводится с целью установления факта наличия на теле следов борьбы в виде ссадин, царапин, гематом, укусов, а также телесных повреждений.
Для определения механизма и времени причинения телесных повреждений, их тяжести и других обстоятельств, требующих специальных познаний в области судебной медицины, проводится судебно-медицинская экспертиза.
6. Получение у потерпевшего и подозреваемого образцов для сравнительного исследования. Для проведения в последующем идентификационных исследований рекомендуется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, получить образцы крови, волос, а также подногтевого содержимого потерпевшего, которое может включать волокна одежды нападавшего, частицы его волос, тканей кожного покрова, кровь.
Аналогичные образцы необходимо получить и у подозреваемого, кроме того, его следует дактилоскопировать—изготовить отпечатки его ладоней и пальцев рук для дактилоскопического либо пороскопического исследования.
7. Предъявление подозреваемого и похищенного имущества для опознания. В том случае, если потерпевший или свидетель в процессе их допросов смогли описать приметы преступника и заявили о возможности его узнавания, подозреваемый предъявляется им для опознания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.