Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 166

д) в чем выражается виновность лица, нарушившего пра­вила полетов или подготовки к ним, каково его отношение к допущенным нарушениям правил и наступившим последстви­ям (форма умысла, мотивы, цели нарушений);

е) имеется ли причинная связь между установленными на­рушениями правил полетов или подготовки к ним и наступив­шими последствиями;

ж) какова служебная и профессиональная характеристика лиц, виновных в летном происшествии.

з) каковы обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного лица;

и) каковы характер и размер ущерба, причиненного пре­ступлением (количество жертв, тяжесть телесных повреждений потерпевших, материальный ущерб и т. п.);

к) какие обстоятельства способствовали нарушениям пра­вил полетов или подготовки к ним.

§ 2. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ.

 ПЛАНИРОВАНИЕ НА НАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ

ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ или подготовки к ним

Следственные ситуации, складывающиеся на начальном этапе расследования преступлений данного вида, как правило, зависят от количества исходной информации и могут быть следующими:

1. К началу предварительного расследования известно, кто и какие правила полетов или подготовки к ним нарушил. Та­кая ситуация возникает при поступлении в органы следствия заключения комиссии административного расследования.

2. К началу предварительного расследования причина лет­ного происшествия неизвестна, имеются только признаки нару­шения правил полетов или подготовки к ним. В этом случае могут быть выдвинуты версии о таких нарушениях соответст­вующими должностными лицами и задача расследования бу­дет в проверке этих версий при установлении причины летного происшествия.

Представляется, что вторая ситуация более сложная, она заставляет вести следствие в условиях неочевидности и недо­статка информации, требует от следователя полного знания всех особенностей методики расследования подобной категории преступлений. Поэтому в данной главе основное внимание бу­дет уделено действиям следователя в этой неочевидной си­туации.

В начале расследования необходимо вспомнить типовые версии о причинах летного происшествия, что поможет обеспе­чить их одновременную проверку и детализировать задачи расследования. Такими типовыми версиями о причине летного происшествия являются:

1. Летное происшествие произошло из-за нарушения пра­вил полетов или подготовки к ним со стороны экипажа лета­тельного средства (ошибки в пилотировании, проведении раз­личных воздушных операций: бомбометания, десантирования и др., недостатки технического обеспечения полета или эксплуатации авиатехники в полете, недисциплинированность).

2. Причиной летного происшествия явилось нарушение пра­вил полетов или подготовки к ним со, стороны должностных лиц, связанных с руководством полетами или с их обеспечени­ем (выпуск неподготовленного экипажа в полет, неправильное руководство и управление полетами, недостаточное инженерно-авиационное, медицинское, штурманское, радиотехническое, метеорологическое и другое обеспечение полетов).

3. Летное происшествие стало результатом отказа авиаци­онной техники ('конструктивный дефект, производственный дефект, плохой ремонт и т. п.).

4. Причины, не связанные с преступными деяниями людей (столкновение в воздухе с птицами, радиозондами, внезапное изменение погоды и др.).

Начиная расследование в ситуации неочевидности причин летного происшествия, следователю необходимо как можно быстрее обеспечить взаимодействие с командованием и назна­ченной для административно-технического расследования ко­миссией. Рекомендуется присутствовать на заседаниях такой комиссии, обмениваться информацией, при необходимости привлекать членов комиссии для участия в следственных дей­ствиях в качестве специалистов.

Если известно, где произошло летное происшествие, рассле­дование начинается с осмотра места происшествия. •  Сложность и многочисленные особенности места летного происшествия позволяют рассматривать его осмотр как специ­фическую тактическую комбинацию. Наиболее часто в число мероприятий такой тактической комбинации включаются:

1. Поисково-заградительные   мероприятия, связанные с розыском следов происшествия, определением его границ, охраной, а также обеспечением мер безопасности на месте лет­ного происшествия.

2. Осмотр летательного аппарата или частей, оставшихся от него.

3. Осмотр трупов.

4. Осмотр сохранившейся документации, находившейся на борту воздушного судна.

5. Осмотр местности в районе летного происшествия.

6. Осмотр специальных объектов.

7. Поиск и опрос очевидцев летного происшествия — в даль­нейшем возможных потенциальных свидетелей по делу.

8. Выемка и осмотр документации, имеющей отношение к полету и подготовке к нему, в различных службах воинской части, где произошло происшествие.

Подобные тактические операции занимают, как правило, многие часы, а иногда и дни, и для их проведения привлекает­ся большое число людей.

Субъектами проведения тактических операций могут быть:

бригада работников военной прокуратуры, судебно-медицинские эксперты, специалисты-криминалисты; органы дознания:

командиры авиационных частей (старшие авиационные на­чальники) и их представители (руководитель поисково-спаса­тельной команды, старший личного состава, назначенного в оцепление, и др.), работники территориальных органов мили­ции; председатель и члены комиссии по расследованию летно­го происшествия, привлекаемые в силу их специальных позна­ний для участия в тех или иных мероприятиях тактической комбинации.

Поиск экипажа и самолета, а также охрана места летного происшествия организуются сразу же после получения извеще­ния о нем. Основные задачи на этом этапе заключаются в об­наружении следов падения машины, определении границ места происшествия и выставлении кругового оцепления. Для обна­ружения всех следов, частей, обломков, грузов и т. п. иногда организуется прочесывание территории. При инструктаже сле­дует разъяснить обязанности личному составу, принимающему участие в таком прочесывании: