д) в чем выражается виновность лица, нарушившего правила полетов или подготовки к ним, каково его отношение к допущенным нарушениям правил и наступившим последствиям (форма умысла, мотивы, цели нарушений);
е) имеется ли причинная связь между установленными нарушениями правил полетов или подготовки к ним и наступившими последствиями;
ж) какова служебная и профессиональная характеристика лиц, виновных в летном происшествии.
з) каковы обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного лица;
и) каковы характер и размер ущерба, причиненного преступлением (количество жертв, тяжесть телесных повреждений потерпевших, материальный ущерб и т. п.);
к) какие обстоятельства способствовали нарушениям правил полетов или подготовки к ним.
§ 2. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА НАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ
ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ или подготовки к ним
Следственные ситуации, складывающиеся на начальном этапе расследования преступлений данного вида, как правило, зависят от количества исходной информации и могут быть следующими:
1. К началу предварительного расследования известно, кто и какие правила полетов или подготовки к ним нарушил. Такая ситуация возникает при поступлении в органы следствия заключения комиссии административного расследования.
2. К началу предварительного расследования причина летного происшествия неизвестна, имеются только признаки нарушения правил полетов или подготовки к ним. В этом случае могут быть выдвинуты версии о таких нарушениях соответствующими должностными лицами и задача расследования будет в проверке этих версий при установлении причины летного происшествия.
Представляется, что вторая ситуация более сложная, она заставляет вести следствие в условиях неочевидности и недостатка информации, требует от следователя полного знания всех особенностей методики расследования подобной категории преступлений. Поэтому в данной главе основное внимание будет уделено действиям следователя в этой неочевидной ситуации.
В начале расследования необходимо вспомнить типовые версии о причинах летного происшествия, что поможет обеспечить их одновременную проверку и детализировать задачи расследования. Такими типовыми версиями о причине летного происшествия являются:
1. Летное происшествие произошло из-за нарушения правил полетов или подготовки к ним со стороны экипажа летательного средства (ошибки в пилотировании, проведении различных воздушных операций: бомбометания, десантирования и др., недостатки технического обеспечения полета или эксплуатации авиатехники в полете, недисциплинированность).
2. Причиной летного происшествия явилось нарушение правил полетов или подготовки к ним со, стороны должностных лиц, связанных с руководством полетами или с их обеспечением (выпуск неподготовленного экипажа в полет, неправильное руководство и управление полетами, недостаточное инженерно-авиационное, медицинское, штурманское, радиотехническое, метеорологическое и другое обеспечение полетов).
3. Летное происшествие стало результатом отказа авиационной техники ('конструктивный дефект, производственный дефект, плохой ремонт и т. п.).
4. Причины, не связанные с преступными деяниями людей (столкновение в воздухе с птицами, радиозондами, внезапное изменение погоды и др.).
Начиная расследование в ситуации неочевидности причин летного происшествия, следователю необходимо как можно быстрее обеспечить взаимодействие с командованием и назначенной для административно-технического расследования комиссией. Рекомендуется присутствовать на заседаниях такой комиссии, обмениваться информацией, при необходимости привлекать членов комиссии для участия в следственных действиях в качестве специалистов.
Если известно, где произошло летное происшествие, расследование начинается с осмотра места происшествия. • Сложность и многочисленные особенности места летного происшествия позволяют рассматривать его осмотр как специфическую тактическую комбинацию. Наиболее часто в число мероприятий такой тактической комбинации включаются:
1. Поисково-заградительные мероприятия, связанные с розыском следов происшествия, определением его границ, охраной, а также обеспечением мер безопасности на месте летного происшествия.
2. Осмотр летательного аппарата или частей, оставшихся от него.
3. Осмотр трупов.
4. Осмотр сохранившейся документации, находившейся на борту воздушного судна.
5. Осмотр местности в районе летного происшествия.
6. Осмотр специальных объектов.
7. Поиск и опрос очевидцев летного происшествия — в дальнейшем возможных потенциальных свидетелей по делу.
8. Выемка и осмотр документации, имеющей отношение к полету и подготовке к нему, в различных службах воинской части, где произошло происшествие.
Подобные тактические операции занимают, как правило, многие часы, а иногда и дни, и для их проведения привлекается большое число людей.
Субъектами проведения тактических операций могут быть:
бригада работников военной прокуратуры, судебно-медицинские эксперты, специалисты-криминалисты; органы дознания:
командиры авиационных частей (старшие авиационные начальники) и их представители (руководитель поисково-спасательной команды, старший личного состава, назначенного в оцепление, и др.), работники территориальных органов милиции; председатель и члены комиссии по расследованию летного происшествия, привлекаемые в силу их специальных познаний для участия в тех или иных мероприятиях тактической комбинации.
Поиск экипажа и самолета, а также охрана места летного происшествия организуются сразу же после получения извещения о нем. Основные задачи на этом этапе заключаются в обнаружении следов падения машины, определении границ места происшествия и выставлении кругового оцепления. Для обнаружения всех следов, частей, обломков, грузов и т. п. иногда организуется прочесывание территории. При инструктаже следует разъяснить обязанности личному составу, принимающему участие в таком прочесывании:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.