— каково происхождение неисправностей, обнаруженных в двигателе (конструктивный дефект, неправильная эксплуатация, плохой ремонт и т. д.) и др.;
в) авиационно-медицинская экспертиза назначается при необходимости выяснить, правильно ли действовали должностные лица медицинской службы при допуске к полетам и их обеспечении, если установлены заболевания членов экипажа, повлекшие происшествие;
г) авиационно-метеорологическая экспертиза проводится, если причина летного происшествия связана с метеорологическим обеспечением полетов. Она может решить следующие вопросы:
— какова была метеорологическая обстановка в зоне летного происшествия в конкретное время;
— правильно ли было организовано метеообеспечение полета данного самолета;
— обязаны ли были работники метеослужбы закрыть аэродром по состоянию погоды;
— своевременно ли было вручено штормовое предупреждение руководителю полетов и др.
Подобного рода специфические экспертизы могут назначаться при проверке правильности действий должностных лиц других видов обеспечения полетов и подготовки к ним: штурманского, аэродромно-технического, служб радиосвязи и радиолокации и др.
В ходе расследования нарушений правил полетов и подготовки к ним может возникнуть необходимость в проведении следственных экспериментов на проверку видимости, слышимости, возможности совершить те или иные действия и т. п. Все следственные эксперименты, особенно связанные с выяснением работы систем самолета в аварийных ситуациях, должны проводиться с обязательным привлечением авиаспециалистов и соблюдением мер безопасности.
На протяжении всего расследования решается главная задача: установить причину летного происшествия. С точки зрения методики расследования нарушения правил полетов или подготовки к ним следователю необходимо выявить конкретных нарушителей правил из числа должностных лиц и установить, в чем выразились эти нарушения. Как показывает практика, чаще всего расследованием устанавливаются следующие нарушения правил:
а) допуск к полету неподготовленного экипажа (летчика);
б) выпуск экипажа в полет в условиях, не соответствующих уровню его подготовки к заданию;
в) принятие руководителем полетов неправильного решения о посадке на своем аэродроме экипажа при несоответствии фактической погоды метеоминимуму и при наличии возможности обеспечить его посадку на другом (запасном) аэродроме;
г) неправильные действия руководителя в зоне взлета или посадки;
д) неправильные действия руководителя посадки в зоне радиолокационной системы посадки;
е) неправильное метеорологическое обеспечение полета;
ж) неправильные действия экипажа в полете;
з) допуск к полету летчика в болезненном состоянии;
и) отказ авиационной техники из-за нарушения правил подготовки самолета к полету должностными лицами инженерно-технического состава.
Одновременно выявляются конкретные должностные лица, не выполнившие или плохо выполнившие обязанности, установленные правилами полетов или подготовки к ним.
Таким лицам предъявляется обвинение и при допросе выясняется их отношение к допущенным нарушениям, последствиям нарушении, мотивы их поведения, а также другие вопросы, входящие в число обстоятельств, подлежащих доказыванию.
По заявлениям обвиняемого могут быть назначены дополнительная и повторная экспертизы, допрошены новые свидетели, проведены очные ставки.
При расследовании каждого авиационного происшествия по результатам работы комиссии командованием издается приказ о принятии мер к устранению причин, приведших к летному происшествию, и наказанию виновных должностных лиц.
Такой приказ должен быть изучен и приобщен к уголовному делу, однако это не означает, что задача расследования по установлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, выполнена. Иногда данные, полученные на следствии, не совпадают с выводами командования или в ходе работы следователя выявляются дополнительные обстоятельства, объясняющие причины и условия летного происшествия.
В этих случаях следователь принимает меры к их устранению путем внесения соответствующего представления и проведения необходимых профилактических мероприятий совместно с командованием воинской части.
Глава XXIV
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ
1. Криминалистическая характеристика. Под преступным нарушением правил охраны труда понимается нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии и иных правил безопасности труда, которое повлекло или могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия.
Правила техники безопасности и иные правила охраны труда определены в соответствующих общегосударственных и ведомственных положениях и инструкциях[49].
В Вооруженных Силах РФ действуют Правила техники безопасности и охраны труда, а также нормы и правила, установленные по поручению правительства различными министерствами совместно с отраслевыми профсоюзами и введенные в действие соответствующими приказами министра обороны.
Контроль и надзор за состоянием безопасности труда осуществляют командиры воинских частей, работники отделов охраны труда и техники безопасности на предприятиях Министерства обороны, профсоюзы и специальные органы: Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, Госгортехнадзор (в Вооруженных Силах—Котлонадзор), Государственный санитарный надзор, Государственный энергетический надзор, Государственный пожарный надзор.
Нарушения правил охраны труда не имеют широкого распространения в Вооруженных Силах, но они опасны, связаны с увечьями и гибелью людей, наносят существенный материальный вред, поэтому требуют быстрого и квалифицированного расследования.
Механизм этих преступлений бывает достаточно сложным, особенно в тех случаях, когда происшествия, повлекшие несчастные случаи с людьми, происходят на участках со сложным и неисправным оборудованием, а правила охраны труда нарушены и должностными лицами, и самим пострадавшим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.