Особое внимание уделяется изучению системы учета, планирования и отчетности.
При планировании по делам данной категории особое внимание обращается на изучение поступивших материалов (акта ревизии, приложенных к нему первичных документов и объяснений должностных лиц); своевременный осмотр и выемку первичных отчетных и других документов, имеющих значение для установления факта приписок; проведение допросов заявителей или лиц, которым известно о совершении умышленных приписок; производство обысков служебных помещений, рабочих мест должностных лиц, причастных к припискам, а в случае необходимости и производство обысков по месту их жительства с целью обнаружения и изъятия у них служебных документов или черновых записей, на основании которых составляются отчетные документы.
Выемка документов, на основании которых составляются отчетные данные, имеет важное значение, поскольку они помогают установить умысел должностных лиц на совершение приписки, а также расшифровать объемы выполненных работ по участкам, объектам, то есть дают возможность определить, по какому из них была совершена приписка. Выемка документов должна быть проведена своевременно, чтобы не допустить их уничтожения или внесения в них заинтересованными лицами каких-либо изменений с целью сокрытия преступления.
Для участия в осмотре и выемке целесообразно привлечь в качестве специалиста бухгалтера или бухгалтера-ревизора (аудитора).
При решении вопроса о том, какие документы из имеющихся в организации следует изымать, необходимо исходить из характера приписок и их последствий. Так, если документальной ревизией выявлено, что завышения объемов выполненных работ имели место в определенном квартале путем включения в акты по форме № 2 не выполнявшихся работ и что они привели к искажению отчетных показателей по объему выполненных работ, отразились на показателях себестоимости и повлекли за собой необходимую выплату премий административно-управленческому персоналу и техническому персоналу, то подлежат осмотру и выемке в основном следующие документы:
— отчет о выполнении плана подрядных работ за квартал (форма № 1-кс);
— отчет о себестоимости строительных и монтажных работ (форма № 2-е);
— отчет о прибылях и убытках (форма № 20);
— договор подряда о выполнении строительно-монтажных работ;
— акты о приемке выполненных работ (форма № 2), в которых совершены приписки;
— наряды за тот же квартал, из которых видно, какая работа фактически выполнена на объекте и сколько начислено заработной платы;
— представление командира о выдаче премии административно-управленческому аппарату за выполнение плановых показателей за квартал;
— решение вышестоящего командира о премировании руководящего состава управления;
— приказ начальника (командира) управления о премировании административно-управленческого персонала;
— ведомость о начислении и выдаче этих премий. При расследовании приписок, совершенных путем завышения стоимости строительно-монтажных работ в счетной документации, изымаются все сметы, сметно-финансовые расчеты и вся переписка по ним.
По отдельным уголовным делам, в зависимости от способов приписок и длительности совершенных преступлений, возникает необходимость в выемке плановых заданий, устанавливаемых вышестоящей организацией, стройфинпланов управления, заключений (рекламации) Стройбанка или финансирующего органа об отказе в оплате, основных бухгалтерских книг учета, журналов-ордеров по учету выполненных работ и затрат на производство, а также банковских и других документов.
При расследовании приписок, совершенных путем включения в объемы не выполнявшихся видов работ или увеличения их на строящихся объектах, производится осмотр места выполнения работ. Прежде чем приступить к осмотру, необходимо изучить имеющиеся материалы, выяснить расположение объекта, определить лиц, которых следует привлечь для участия в осмотре. Кроме специалистов целесообразно пригласить должностных лиц, которые руководили этими работами, с тем чтобы в последующем у них не было оснований для сомнений в результатах осмотра. В результате осмотра может быть установлено: а) закончено ли выполнение определенных работ; б) использованы ли сырье и материалы, предназначенные для изготовления конкретных изделий; в) возможно ли выполнение работ в данных условиях; г) не использованы ли иные материалы по сравнению с указанными в смете и отчетах о возведенных объектах и др.
§ 3. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
После проведения первоначальных следственных действий в плане расследования необходимо продолжать проверку общих и частных версий. Типичными общими версиями по делам этой категории являются следующие:
— приписки в государственной отчетности, представление других искаженных данных умышленно совершены должностными лицами;
— искажение отчетности допущено в результате халатности должностного лица;
— искажение отчетности совершено с целью хищения государственного имущества (строительных материалов), получения премии;
— искажение отчетности совершено с целью сокрытия другого должностного преступления.
В процессе расследования выдвигаются и проверяются версии о лицах, то есть кто конкретно из должностных лиц совершил приписки и искажения государственной отчетности. Также проверяются версии о способах совершения приписок с учетом конкретных обстоятельств дела, мотивах и целях совершения приписок с учетом конкретных обстоятельств дела и других искажений отчетности о выполнении планов.
Дальнейшее расследование включает в себя производство допросов свидетелей, производство первичных или повторных осмотров документов и строительных объектов, обысков в служебных помещениях и по месту жительства подозреваемых и других лиц, производство выемки документов, экспертиз, допроса обвиняемого и других следственных действий.
Особенности расследования приписок на данном этапе во многом зависят от способов искажения отчетности о выполнении планов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.