Розыскные действия. Розыск военнослужащих, совершивших хулиганские действия, может начинаться уже в ходе осмотра места происшествия, а при наличии сведений об их приметах, направлении, в котором они скрылись, и до его начала. Сведения о личности преступников, их внешности, пути следования с места происшествия могут быть получены при опросе пострадавших, свидетелей-очевидцев, осмотре места происшествия.
Розыскная работа проводится следователем в тесном взаимодействии с работниками органов дознания, представителям общественности, с использованием помощи кинолога.
Характер розыскных действий определяется розыскными версиями о личности скрывшихся преступников, месте прохождения ими воинской службы, пути следования с места происшествия, а также промежутком времени, прошедшим с момента совершения хулиганских действий до начала осуществления их розыска.
Преследование преступников, обследование местности, осуществление заградительных мероприятий проводятся в тех случаях, когда с момента совершения хулиганских действий прошло немного времени и есть основания полагать, что скрывшиеся военнослужащие не вышли из района совершения преступления. Преследование скрывшихся военнослужащих и обследование предполагаемого места их нахождения осуществляются работниками милиции, патрульным нарядом военной комендатуры, военнослужащими и гражданами, желающими оказать помощь следователю. При этом важно, чтобы в группе лиц, ведущих розыск преступников, находились потерпевшие, свидетели, которые запомнили внешность правонарушителей и могут их узнать при обнаружении.
Заградительные меры осуществляются на пути возможного следования преступников силами патрульного наряда, постовых работников милиции, представителей общественности.
Если данные розыскные меры не привели к положительным результатам, розыск преступников ведется в воинских частях местного гарнизона, в которых предположительно могут проходить военную службу правонарушители. Непосредственную помощь следователю в проведении розыскных действий могут оказать командование, армейская (флотская) общественность. При этом важное значение в обнаружении преступников имеют следующие сведения о них: прибытие в воинскую часть после времени совершения хулиганских действий в состоянии алкогольного опьянения, без отдельных предметов военного обмундирования (головного убора, хлястика шинели, поясного ремня и т. д.) или со следами повреждения его, имеющими внешние приметы, сходные с теми, которые указали потерпевшие и очевидцы преступления. Такое же значение имеют данные о причинении хулиганам телесных повреждений, наличие на предметах их форменной одежды следов крови потерпевших.
При осуществлении розыска преступников в воинских частях командование уведомляется о характере и основных обстоятельствах расследуемого преступления, приметах разыскиваемых военнослужащих. Перед ним ставится задача:
в определенный срок выявить в воинской части всех военнослужащих, которые находились в момент совершения хулиганских действий вне расположения части (в самовольной отлучке, отпуске, командировке, увольнении, госпитале и т. п.] и являются сходными по приметам с хулиганами.
При наличии данных о том, что преступники находились l момент совершения хулиганских действий в нетрезвом состоянии, командование воинской части выявляет всех военнослужащих, которые прибыли в часть в состоянии алкогольного опьянения или были в таком виде задержаны патрульным нарядом,
Если преступниками на месте происшествия утеряны предметы обмундирования, устанавливаются военнослужащие, прибывшие в часть без этих предметов. В случае причинения хулиганам телесных повреждений командование принимает меры к выявлению военнослужащих, имеющих в данное время подобные повреждения.
Таким же образом действуют и следователи с помощью командования, осуществляя розыск преступников в местах наиболее вероятного прохождения ими воинской службы.
Передвоенным комендантом гарнизона может быть поставлена задача выявить всех военнослужащих, прибывших в гарнизон в командировку, краткосрочный отпуск, задержанных в нетрезвом состоянии, имеющих внешнее сходство с преступниками. В военном комиссариате можно получить сведения о военнослужащих, недавно уволенных в запас, носящих военную форму, сходную с обмундированием, в котором находились| преступники.
Сведения, полученные от командиров воинских частей, военного коменданта, военного комиссара и других должностных лиц, которым поручалось проведение розыскных действий, анализируются следователем и учитываются при планировании дополнительных розыскных мер.
Задержание заподозренного в хулиганстве военнослужащего. При наличии достаточных оснований подозревать конкретное лицо в совершении хулиганских действий следует произвести его задержание. Данное действие обеспечивает изоляцию подозреваемого от соучастников хулиганских действий, потерпевшего и свидетелей, исключает его противодействие установлению истины.
В процессе задержания подозреваемого осуществляется его личный обыск в целях отыскания и изъятия у него орудий преступления предметов обмундирования со следами крови, повреждений и т. д.
Допрос потерпевшего. Допрос потерпевшего является первоочередным следственным действием, которое проводится по возможности одновременно с проведением розыска преступников по «горячим следам» или сразу по его завершении. В процессе допроса потерпевшего выясняются вопросы, относящиеся к предмету расследования:
— когда, где, в какой обстановке и каким способом были совершены хулиганские действия;
— с чего они начались, как развивались, по какой причине завершились; какими словами и выражениями сопровождалось противоправное поведение;
— какие вредные последствия наступили в результате совершения хулиганства;
— в чем выразились действия потерпевшего и других лиц, оказавших сопротивление правонарушителям, и каковы их последствия;
— был ли потерпевший ранее знаком с преступниками;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.