Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 138

неснятие с объемов выполненных работ зарекламированных сумм строительным или финансирующим органом.

При расчетах за выполненные работы акты по форме № 2 с платежным требованием генподрядчика поступают в Строй­банк или финансирующий орган войсковой части. В этих уч­реждениях проверяется соответствие указанного в актах по форме № 2 объема выполненных работ с объемом, предусмот­ренным по смете, и правильность применения единичных рас­ценок. При обнаружении завышений объемов работ и их стои­мости банк в этой части оплату не производит, о чем состав­ляет заключение (рекламацию) с указанием причин отказа в оплате. Подрядная организация, выполнявшая данные рабо­ты, должна на эту сумму уменьшить объемы выполненных ра­бот, а полученные деньги возвратить генподрядчику;

включение в выполнение плана текущего года выполнен­ных неплановых работ.

В отчет по форме № 1-кс неплановые работы засчитывают­ся в выполнение плана при условии, что они выполнены для за­казчиков, предусмотренных утвержденным планом, и в объе­мах не свыше установленного годового плана. Капитальный ремонт и другие подрядные работы, произведенные сверх предусмотренного планом годового объема, в выполнение плана не засчитываются, а учитываются в числе неплановых;

завышение объемов и стоимости строительно-монтаж­ных работ в актах приемки выполненных работ по форме № 2 за счет:

включения не выполнявшихся работ или составления фиктивных актов;                                    

повторного включения видов работ, ранее оплаченных;

— включения видов работ, выполненных другими строи­тельными организациями;

— завышения цен на используемые строительные мате­риалы;

— включения стоимости оборудования;

— включения стоимости материалов в большем размере, чем фактически было использовано на строительстве;       

неправильного применения поправочных удорожающих, коэффициентов и др.                                   

Обстоятельства, подлежащие выяснению и исследованию, в том числе доказыванию. При производстве расследования по уголовным делам данной категории устанавливаются следую­щие вопросы:

а) были ли допущены приписки и другие искажения отчет­ности о выполнении планов; в какой отрасли народного хо­зяйства имели место эти факты, на протяжении какого време­ни они совершались; каков их размер, в чем они состояли (за­вышение количества выпущенной продукции, объема строительства и т. д.).

б) каким способом совершались приписки и другие иска­жения отчетных данных о выполнении планов, каковы, спосо­бы их сокрытия;

в) кто совершил приписки и внес другие искажения в от­четность, не совершил ли он приписки, не внес ли искажения в отчетность по указанию других должностных лиц;

г) какова степень виновности лиц, причастных к припис­кам и искажениям отчетности, умышленно ли искажены этими лицами отчетные данные о выполнении планов. О наличии прямого умысла может свидетельствовать тот факт, что при­писки либо совершались в течение продолжительного времени, систематически, либо использовались для сокрытия других преступлений   (халатность,   злоупотребления,   хищения и др.)

Мотивами и целями совершенного преступления могут быть корысть, стремление получить премиальные вознаграждения, быть в числе передовиков, создать видимость благополучия на производстве и т. д.;

д) каков материальный ущерб и другие последствия, при­чиненные преступлением. Приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов государству причиняется значительный материальный и моральный ущерб. Материаль­ный ущерб состоит из неправильно начисленной заработной платы за работу; незаконно полученных сумм премиальных выплат; стоимости незаконно списанных материальных ценно­стей. Обман государства, совершаемый должностными лицами, оказывает отрицательное моральное воздействие на окружаю­щих, и прежде всего на подчиненных;

е) каковы обстоятельства, влияющие на степень и харак­тер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятель­ства, характеризующие личность обвиняемого;

ж) каковы обстоятельства, способствовавшие совершению приписок и других искажений отчетности о выполнении планов.

§ 2. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Особенности возбуждения уголовного дела. Уголовные дела о приписках и других искажениях отчетности о выполне­нии планов чаще всего возбуждаются по материалам ведомст­венных ревизий, сообщениям командования и органов народ­ного контроля, заявлениям граждан.

Сообщения о приписках, как правило, не позволяют сразу решить вопрос о возбуждении уголовного дела и требуют пред­варительной проверки, в ходе проведения которой при получе­нии объяснений от должностных лиц и других граждан необ­ходимо выяснить: действительно ли имела место приписка объемов выполненных работ; кем, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах она была совершена и нашла ли она отражение в формах государственной отчетности.

После получения объяснений необходимо, где это возмож­но, потребовать проведения контрольного обмера и назначения документальной ревизии, как правило комплексной.

В состав ревизионной комиссии в каждом конкретном слу­чае в зависимости от имеющихся материалов, целей и задач, стоящих перед ревизией, включаются инженеры-строители, экономисты-плановики, бухгалтеры и другие специалисты. При назначении ревизии определяется, какой период деятельности организации должен быть обревизован и по каким воп­росам.

Проверка производится в сроки, установленные законом, Возбуждение уголовного дела должно быть своевременным, необоснованная задержка в возбуждении уголовного дела по выявленным фактам приписок и другим искажениям отчетно­сти о выполнении планов препятствует пресечению преступной деятельности, причиняющей государству существенный ущерб.

2. Планирование и проведение следственных действий. Прежде чем приступить к производству следствия, необходимо изучить все имеющиеся материалы. Их анализ позволит опре­делить, какие первоначальные следственные действия и в ка­ком порядке следует провести. Кроме того, необходимо озна­комиться со структурой организации и ее хозяйственной деятельностью, усвоить задачи каждого структурного подраз­деления и обязанности ее должностных лиц. Каждая строи­тельная организация имеет свои Положение или Устав, с которыми необходимо ознакомиться, копии или выписки из этих документов следует приобщить к делу.