Содержание этих терминов целесообразно рассмотреть и в системе науки криминалистики — в контексте исследования методических рекомендаций по раскрытию и расследованию общеуголовных и воинских преступлений, излагаемых в настоящем учебнике.
Криминалистика способствует предупреждению преступности путем разработки тактических приемов, технических средств выявления и расследования преступлений, собирания и анализа доказательств, обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений.
Вместе с тем в криминологии и криминалистике используются различные источники информации о преступности, ставятся специфические г,ел1;. Например, для исследований криминологического характера источниками информации являются уголовная статистика, статистика правонарушений, статистика населения и народного хозяйства. Для криминалистики — репрезентативный массив уголовных дел анализируемой категории (например, дел о хищениях государственного, в частности военного, имущества, совершаемых путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением);
на этой эмпирической базе составляется криминалистическая характеристика вида преступления, многие элементы которой, а также корреляционные зависимости между ними имеют значение лишь для организации, раскрытия и расследования преступлений. Конкретизируются, приобретают криминалистическое значение и условия, способствующие совершению как отдельных видов, так и единичных преступлений. Таковые представляется возможным типизировать и рассмотреть в рамках самостоятельной главы учебника, классифицировав по уровню действия (субординации) на а) обстоятельства общие, функционирующие в масштабах всего общества, и б) специфические, проявляющиеся в сфере жизни и деятельности Вооруженных Сил.
К обстоятельствам первого вида относятся следующие:
1. Неблагоприятные условия, отрицательная среда формирования личности человека до призыва его на военную службу.
Таковая среда может сложиться в ближайшем окружении, в семье, особенно неполной, в учебном заведении: школе, ПТУ, интернате; в условиях улицы, проведения свободного времени. Факторы, отрицательно воздействующие на личность, могут проявляться как во всех сферах жизни человека, так и в одной из них. Например, в благополучной семье, при нормальных условиях обучения у молодого человека, обитающего в свободное время в неформальной среде, могут сформироваться специфические, негативные взгляды на общечеловеческие категории: нравственность, правила поведения в обществе, представления о товариществе («лжетоварищество»), порядочности, чести, достоинстве; нередко развивается мораль «воровской артели».
Специфическая, аморальная обстановка формирования личности подростка создает благоприятные условия для появления у него таких качеств, как агрессивность, грубость в общении со сверстниками, людьми старшими по возрасту; у него начинают превалировать эгоистические, нередко антиобщественные, а подчас и низменные интересы и запросы.
Анализируемое обстоятельство способствует совершению воинских преступлений против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими, преступлений против личности, преступлений, посягающих на половую неприкосновенность, и других видов общественно опасных явлений.;
2. Личностные и характерологические особенности правонарушителя, выражающиеся в недисциплинированности, беспечности, эмоциональной неуравновешенности, болезненных отклонениях психики, низкой дисциплинированности, агрессивном скептицизме как форме самоутверждения, воинствующем нигилизме.
Эти качества формируются как в условиях отрицательной среды воспитания, так и вне таковых: лица с особенностям поведения, психики могут появляться в сравнительно благополучной среде обитания.
Именно поэтому при призыве граждан на военную службу необходим профессиональный психологический отбор, в результате которого определяется степень их пригодности по своим индивидуальным качествам к несению обязанностей военной службы.
В период прохождения воинской службы такие лица выявляются командирами, воспитателями и психологами. С ними проводится индивидуальная работа, направленная на нейтрализацию отрицательных качеств, проявление которых способствует совершению самых разнообразных общественных и воинских преступлений, а также происшествий, суицидальных явлений.
3. Низкий уровень правовой подготовки, знаний действующего законодательства, в том числе регламентирующего жизнь и службу войск.
Незнание тех или иных положений законов, особенно подзаконных нормативно-правовых актов, как известно, не освобождает лицо от ответственности за содеянное. Однако сам факт существования такого явления свидетельствует об упущениях в государственной политике правового воспитания граждан, военнослужащих и требует планирования и реализации соответствующих мер, направленных на ликвидацию правовой безграмотности.
Данное обстоятельство способствует совершению, как правило, должностных, нередко автотранспортных преступлений.
4. Противоправное либо неправильное, а подчас провоцирующее поведение потерпевшего. Такое поведение способствует совершению преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности (например, убийства без отягчающих обстоятельств, при превышении пределов необходимой обороны, совершенных в состоянии сильного душевного волнения;
изнасилований, мужеложства), преступлений, посягающих на установленный уставами Вооруженных Сил порядок взаимоотношений между военнослужащими, порядок подчиненности в воинской части.
5. Неправильный подбор и расстановка кадров; назначение на руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью, лиц, не обладающих необходимыми профессиональными деловыми и моральными качествами.
Армейские условия имеют свою специфику, обусловленную задачами, выполняемыми войсками, структурой военных формирований, поэтому обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений и происшествий, подчас обусловлены особенностями функционирования Вооруженных Сил.
К таким обстоятельствам относятся следующие:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.