Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 141

следующие вопросы:

— какой объем строительно-монтажных работ фактически был выполнен за тот или иной квартал при строительстве объ­екта и соответствует ли этот объем указанным в актах приемки выполненным работам по форме № 2 и в отчете по форме № 1-кс;

— была ли допущена переплата денежных средств рабо­чим с учетом фактически выполненных ими работ на объекте в сопоставлении с нарядами и с учетом действующих рас­ценок;

— правильно ли были списаны строительные материалы (указать конкретно, какие) на фактически выполненный объ­ем работ на объекте; если неправильно, то допущено ли их за­вышение и на какую сумму;

— были ли допущены нарушения технического проекта при выполнении строительных работ на объекте; если были, то ка­кие и как они повлияли на объем выполненных работ и расход строительных материалов.

Указанная экспертиза может проводиться по документам и по фактическим обмерам выполненных строительно-мон­тажных работ на объекте. Для проведения экспертизы экспер­там должна быть представлена смета, отчеты по форме № 1-кс, все акты по форме № 2; наряды, материальные отчеты начальника участка за исследуемый период и материалы уго­ловного дела.

Планово-экономическая экспертиза назначается для реше­ния вопросов об определении фактического выполнения участ­ками и управлениями плановых заданий по периодам (квар­талам) с учетом снятия установленных приписок на полу­чение премиального вознаграждения, о правильности плани­рования и т. д. Этой экспертизой могут быть разрешены во­просы:

— соответствует ли отчетность о выполнении плана его фактическому выполнению, если нет, то в чем выражается не­соответствие;

— имелась ли экономическая возможность выполнения плана организацией, предприятием, управлением;

— каковы причины невыполнения плана;

— правильно ли осуществлялось планирование в органи­зации; если нет, то какие ошибки были допущены.

В качестве экспертов приглашаются инженеры-экономисты и работники плановых отделов. Эта экспертиза проводится только по документам.

Судебно-бухгалтерская экспертиза по делам о приписках может быть назначена после проведения документальной ре­визии, а также после инженерно-строительной или планово-экономической экспертизы. На разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы по делам о приписках ставятся следующие

вопросы:

— какова сумма материального ущерба от необоснован­ного списания материалов на объект, по которому завышены объемы выполнения работ по актам (форма № 2) с учетом заключения инженерно-строительной экспертизы;

— какова сумма материального ущерба от необоснован­ного начисления и выплаты заработной платы по нарядам в сопоставлении с фактически выполненным объемом работ по выводам инженерно-строительной экспертизы;

— каков размер выданных премий;

— соответствовал ли бухгалтерский учет установленным положениям, какие нарушения имели место.


Глава XX

РАССЛЕДОВАНИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Взяточничество, включающее в себя получение, дачу взя­тки и посредничество во взяточничестве, является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность государст­венных органов, их структур и должностных лиц, подрываю­щим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан. В армейских условиях нарушается требуемая четкость деятельности начальников и иных должностных лиц, которой в значительной мере опреде­ляется состояние воинской дисциплины, боеготовность и бое­способность войск. Поэтому решительная борьба со взяточни­чеством является одной из важнейших задач правоохрани­тельных органов.

Характерной чертой взяточничества является его скрытый характер. Договоренность о даче-получении взятки, равно как и ее передача, преступниками, как правило, производится скрытно, в отсутствие посторонних. При этом стремление взяткополучателя к сокрытию факта получения взятки под­крепляется незаинтересованностью в разоблачении взяткода­теля, поскольку иначе ставятся под угрозу цели, достигнутые им с помощью взятки. Возникновение своеобразной круговой поруки среди участников преступления обуславливается так­же их общим стремлением избежать его раскрытия и привле­чения к законной ответственности. В этих условиях особенно легко осуществляется сговор между взяточниками о даче сог­ласованных ложных показаний относительно обстоятельств содеянного и о принятии мер по сокрытию и уничтожению его следов.

При передаче взятки через посредника нередко взяткополу­чатель и взяткодатель не знают друг друга, поэтому возника­ет дополнительная необходимость доказывания опосредство­ванной связи между незнакомыми участниками преступления.

Раскрытие взяточничества часто осложняется тем, что ни действия взяткополучателя, совершения которых добивается взяткодатель, ни сами его требования не являются противо­правными, вследствие чего не остается следов заинтересо­ванности взяткополучателя в удовлетворении потребностей взяткодателя и иных признаков, указывающих на преступ­ление.

Специфичным для взяточничества является не только труд­ность обнаружения и получения доказательств преступной деятельности, но и их ограниченный по сравнению с другими преступлениями объем.

Взяточничеству присуща неоднократность однотипных преступных действий, поскольку обычно взяточники не огра­ничиваются получением одной взятки. Поэтому расследование, начатое по конкретным фактам дачи-получения взяток, в большинстве случаев осложняется выявлением других, неиз­вестных до этого фактов взяточничества.

Нередко взяточничество бывает сопряжено с учинением должностных подлогов, производством неучтенной продукции, хищениями государственного и общественного имущества, в связи с чем разоблачение взяточников обуславливается рас­крытием таких преступлений и изобличением совершивших их лиц.