1. Отсутствие надлежащего уставного порядка в воинской части, в подразделении.
Это выражается в искривлениях дисциплинарной практики, допускаемых командирами, нарушениях установленного распорядка дня, правил взаимоотношений между военнослужащими, порядка несения караульной службы, внутренней службы, низкой требовательности, подчас безответственности, командиров. Названные факторы создают в подразделении неуставную атмосферу, располагающую к проявлению уголовных наклонностей некоторых военнослужащих.
2. Недостаточный контроль со стороны командиров и начальников за деятельностью подчиненных должностных лиц, служб, за подчиненными военнослужащими срочной службы, особенно при выполнении последними задач вне подразделения (на дежурстве, на различных работах хозяйственного характера: в котельной, на объектах подсобного хозяйства и т. д.).
Отсутствие должного жизненного и профессионального опыта у военнослужащих срочной службы обусловливает применение мер воспитательного плана, систематический контроль, условия и порядок которого предусмотрены общевоинскими уставами.
3. Низкий уровень воспитательной работы с подчиненными, направленной на морально-психологическую подготовку к выполнению обязанностей в условиях воинской службы. Существенную роль в решении этой задачи играют военная педагогика и психология.
Велико значение личного примера командира-воспитателя в его служебной деятельности и повседневной жизни.
4. Слабая профессиональная и педагогическая подготовка лиц начальствующего состава, особенно младшего звена — воспитателей военнослужащих.
Следствием недостаточной специальной педагогической подготовки командиров и начальников являются неумение распознать, выявить настроения подчиненных, дилетантский подход к формированию подразделений (отделений, расчетов, экипажей, групп, взводов) без учета личностных, психологических качеств каждого военнослужащего, назначение на командные должности лиц, не соответствующих по своим деловым качествам предъявляемым требованиям, отличающихся от остальных солдат подчас лишь способностью угодить начальнику либо внешними данными («честным, умным» видом, определенными физическими или иными данными).
5. Нарушения установленных правил техники безопасности и строительных норм в строительстве и эксплуатации технических устройств, установок, оборудования, транспортных средств.
Здесь имеются в виду нарушения правил, обеспечивающих безопасное ведение работ в строительстве, при эксплуатации агрегатов, механизмов, машин.
Нарушения, например, строительных норм и правил СНиП III-A 11-70 «Техника безопасности в строительстве» допускают как непосредственные исполнители работ (машинист башенного крана), так и их организаторы (прораб, начальник участка). Они выражаются в отклонениях от режима работы механизмов, нарушении последовательности выполнения операции, в неиспользовании измерительных приборов (особенно это важно при эксплуатации объектов котлонадзора), в отклонениях от проектной документации.
В настоящее время действует система правил, обеспечивающих безопасную эксплуатацию имеющихся в воинских частях в большом количестве котлов и устройств, работающих под давлением; надзор за их техническим состоянием осуществляют специально созданные для этой цели органы котлонадзора. .
6. Отсутствие надлежащих знаний, умений и навыков обращения с техникой, вооружением, управления боевыми, специальными и транспортными средствами, принадлежащими воинской части. Это относится прежде всего к военнослужащим, особенно первого года службы. Для них характерно сочетание недостаточности профессионального опыта с небрежностью, безответственностью, что создает благоприятные условия для происшествий и преступлений при управлении автомобилями, "танками, бронетранспортерами и т. п. или эксплуатации их.
7. Нарушение установленного порядка получения, учета, хранения, выдачи, расходования и списания различных видов военного имущества и вооружения.
Правила пользования денежными ценностями, военным имуществом — вещевым, продовольственным, горюче-смазочными материалами — установлены соответствующими руководствами и положениями, введенными в действие или объявленными приказами министра обороны. Они предусматривают документальные проверки и сверки на различных этапах, систему контроля за прохождением имущества. Отклонение от этой системы, игнорирование ее создают благоприятную обстановку для краж, а также хищений военного имущества путем растраты, присвоения либо злоупотребления служебным положением.
К недостаткам в работе по обеспечению сохранности военного имущества, оружия и боеприпасов относятся: хранение в .не оборудованных или не предназначенных для этих целей помещениях, отсутствие охранной сигнализации, нарушения правил учета и списания, формальное проведение проверок количественного и качественного состояния имущества, отсутствие контроля за лицами, временно находящимися в хранилищах, неисправность необходимых измерительных приборов (термометров, психрометров, весов и т. д.), ненадлежащая организация и плохое несение караульной и внутренней служб по охране военных объектов (складов, баз и т. п.).
8. Невыполнение специальных требований, регламентирующих проведение войсковых учений, учебных стрельб, организацию караульной службы.
Таким образом, задачи криминалистики при решении проблемы предупреждения преступлений заключаются:
1) в разработке технических средств, тактических приемов, методических рекомендаций выявления причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений;
2) в подготовке рекомендаций по устранению условий, обстоятельств, которые облегчают, создают благоприятную обстановку, способствуют преступлениям;
3) в исследовании криминалистических аспектов обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
Современный этап построения правового государства требует совершенствования подготовки юридических кадров всех профилей, специалистов качественно нового типа. В правоохранительной деятельности еще имеются серьезные недостатки, поэтому особую значимость приобретает улучшение подготовки специалистов следственно-криминалистического и судебно-прокурорского профиля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.