е) в дорожно-эксплуатационном участке, обслуживающем дорогу, на которой произошло происшествие, находится паспорт дороги. Паспорт дороги содержит ее технические характеристики, ряд из которых в определенных ситуациях имеет значение для расследования уголовного дела; например, сведения об уклонах, радиусах поворота, нормативах видимости и т. д.
6. Следственный эксперимент. Распространенным следственным действием, в процессе которого обстоятельства, интересующие следствие и суд, обнаруживаются путем непосредственного их воспроизведения, является следственный эксперимент.
Эксперимент проводится с целью выяснения механизма ДТП, определения обстановки происшествия, действий его участников, условий, способствовавших совершению преступления, проверки следственных версий, получения новых доказательств.
Практически для всех видов экспериментов по делам о дорожно-транспортных происшествиях важно соблюдение тактических условий их проведения, заключающихся в их сходстве, в неоднократности, в разделении всего действия на несколько этапов. Недопустимы опытные действия по проверке возможности заноса, опрокидывания транспортного средства, поскольку это может привести к новой аварии.
На подготовительном этапе важно решить организационные и технические вопросы проведения следственного эксперимента, в число которых в зависимости от его вида включаются следующие действия:
Определение состава участников. В эксперименте принимают участие лица, действия или способности которых проверяются. К ним относятся водители, свидетели, потерпевший либо заменяющий последних статист (демонстратор), который по росту, телосложению и одежде сходен с потерпевшим.
В качестве специалиста в ряде случаев целесообразно приглашать автотехника, который оказывает помощь в организации и проведении эксперимента, расстановке его участников, определении содержания опытных действий, обеспечении мер безопасности, правильной фиксации результатов и достоверности проведенных измерений. Он поможет следователю в подборе материалов для исследования, в выделении обстоятельств дела, которые позволят исключить ту или иную версию ДТП.
Эксперимент проводится в присутствии понятых, в качестве которых целесообразно пригласить лиц, обладающих профессиональными знаниями в области вождения и эксплуатации транспорта.
Для обеспечения безопасности участников эксперимента и более четкой его организации, особенно в условиях интенсивного движения, привлекаются работники ГАИ, ВАИ, дознаватель воинской части.
Подготовка технических средств для проведения эксперимента и фиксации его хода и результатов. С целью обеспечения полученных достоверных результатов в эксперименте следует использовать тот же автомобиль, на котором совершено происшествие (проверка на видимость из его кабины, установление механизма получения повреждений пострадавшим, транспортным средством), при необходимости—муляж для проведения с ним опытных действий по установлению механизма наезда, а также средства измерения (рулетка, секундомер), наблюдения (бинокль), освещения, сигнализации, фиксации (видеокамеры, фотоаппарат).
Следует создать надлежащую обстановку, при необходимости произвести ее реконструкцию.
Виды следственных экспериментов по делам о ДТП:
1) проверка возможности визуального восприятия субъектом (водителем, потерпевшим, свидетелем) какого-либо явления, пешехода, иного препятствия. В основном проводится проверка на возможность визуального восприятия (на видимость) водителем появляющегося препятствия (например, пешехода из-за преграды), в том числе в условиях ослепления светом фар встречного транспорта. Может проводиться эксперимент на возможность слухового восприятия в определенной обстановке шума двигателя, звукового сигнала;
2) определение времени движения автомобиля или автомобилей и пешехода между конкретными точками на пути их следования, например с момента обнаружения опасности до момента наезда, столкновения.
На практике фактическую скорость движения транспорта или пешехода в предаварийной ситуации установить трудно, поэтому задача, как правило, состоит в определении нижней и верхней границ скорости их движения, что достигается многократностью опытных действий;
3) установление возможности проезда конкретного автомобиля под аркой, мостом, в ином месте с ограниченным пространством, а также возможности осуществить там определенный маневр;
4) установление механизма столкновения транспортных средств, наезда, взаиморасположения участников движения в момент происшествия относительно друг друга и дороги;
5) установление механизма образования следов происшествия (вмятин, царапин и т. д.) на транспортном средстве, на других объектах (дорожных элементах, деревьях и т. д.);
6) определение опытным путем длины тормозного пути конкретного автомобиля при заданной скорости движения;
7) проверка технического состояния отдельных систем и механизмов транспортного средства, например одновременности срабатывания тормозов колес, правильности регулировки света фар в различных режимах.
7. Экспертизы.
Автотехническая экспертиза. В процессе доказывания вины определенных лиц в совершении дорожно-транспортных преступлений важное значение имеет такой вид доказательств, как заключение автотехнической экспертизы. Предметом ее являются фактические данные о механизме происшествия во всех его фазах, о дорожной обстановке и действиях участников события, о техническом состоянии автомобиля, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП.
Используя возможности, которыми располагает эксперт-автотехник, следователь может выяснить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела, которые по предметному признаку делятся на четыре группы.
а) Обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы. Экспертное исследование направлено при этом на определение:
— величины скорости движения транспортного средства перед началом торможения;
— величины тормозного и полного остановочного пути автомобиля;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.